"Победа" - это навсегда

Автомобиль "Победа" ГАЗ-М20В, принадлежавший Тимуру Гайдару – сыну знаменитого советского писателя, проходит полную реставрацию. Ретро-автомобиль исправно служит владельцам уже более полувека.

Автомобиль "Победа" ГАЗ-М20В относится к так называемой "третьей серии" - последней модификации, выпускавшейся между 1955-1958 годами. По сравнению с двумя прежними модификациями у М20В более массивная радиаторная решетка, а на панели приборов появился встроенный радиоприемник.

Уже в предыдущей модификации "Победу" оснащали невиданными прежде благами: электрическими стеклоочистителями, поворотниками и стоп-сигналами, внутренним освещением салона и отопителем.

В 1950-х годах "Победа" стала первой машиной, которую мог купить простой (хоть и обеспеченный) советский гражданин. К 1955 году было выпущено около 160 тысяч автомобилей.

Наибольшее распространение среди "Побед" получила модификация "В". Однако до наших дней из почти четверти миллиона выпущенных ГАЗ-М20 в приличном состоянии сохранился, может быть, один процент.

Неидеально состояние и этого авто, сошедшего с конвейера Горьковского автозавода в 1956 году. Изначально автомобиль принадлежал Тимуру Аркадьевичу Гайдару, сыну знаменитого автора "Тимура и его команды". В качестве члена Союза писателей Тимуру полагался и был выдан этот автомобиль.

Он отъездил на "Победе" около 7 лет, а затем машину списали. Следующим владельцем стал водитель Союза писателей. В 1963 году машина получила новые номерные знаки черного цвета, вместо желтых.

Водитель проездил на этом автомобиле еще около трех десятилетий. Причем машина эксплуатировалась круглый год и порой совершала дальние путешествия. После его смерти ГАЗ-М20В по наследству перешел двум сыновьям водителя, которые вскоре оставили попытки восстановить автомобиль.

В 2002 году машину купил нынешний владелец, который в последние 4 лет пытается восстановить оригинальное состояние автомобиля. Сейчас автомобиль почти полностью оригинален, хотя внешний вид его далек от идеала.

Изначально машина была одноцветной, но нынешний владелец Илья нашел старые фотографии ГАЗ-М20В, где была изображена редкая двухцветная модель. Определить оттенок по черно-белой фотографии, конечно же, непросто. Но Илья, поискав дополнительные источники информации, решил попробовать. С помощью современных красок верх был сделан бежевым, а низ машины – вишневым.

"Светло-бежевый повторен точно, а вишня должна быть немного темнее, - считает Илья. – Но об этом приходится догадываться, сравнивая полученный цвет с другими ретро-мобилями".

За полвека детали кузова почти не тронула коррозия. "Донор" (то, есть другой ГАЗ-М20В) был использован для реставрации салона, но все кузовные детали - оригинальные. Возможно, в будущем владелец заменит навесное оборудование: двери и крылья.

Двигатель автомобиля был заменен в 1974 году на "запчастевый", то есть собранный на Горьковском автозаводе из деталей других двигателей. Это 4-цилиндровый мотор с рабочим объемом 2,1 литра, который, согласно техпаспорту, выдает 52 лошадиные силы. Единственные неоригинальные детали под капотом – это электрика: аккумулятор, высоковольтные провода, катушка и реле-регулятор.

Реставрация этого автомобиля еще не завершена. Впрочем, имея дело с ретро, практически всегда есть что доделать или улучшить. Тем не менее, 51-летняя "Победа" эксплуатируется круглый год и надежно служит своему теперешнему хозяину. "Вторую сотню на кривой кардан намотала", - смеется Илья.

Дата 25 июля 2007
АвторФёдор Буцко