ГАЗ-АА тушил пожары в 1930-х

Пожарная цистерна на шасси ГАЗ-АА выпускалась с 1931 года. Это было одно из наиболее эффективных транспортных средств, позволявших быстро доставить пожарных и воду к месту пожара.

Противопожарная техника всегда играла важную роль в обеспечении безопасности городов и населенных пунктов. Особенно это было актуально в начале ХХ века, когда крупные пожары были частым явлением. Некоторые города и села полностью выгорали по нескольку раз. Ежегодно огненные стихийные бедствия уносили тысячи человеческих жизней.

В 1920-1930-е даже в таких крупных городах, как Москва, Ленинград или Киев существовало огромное количество деревянных построек, представлявших большую опасность возгорания. Между домами не было безопасного расстояния, так что огонь запросто переносился с одного здания на другое. Стоит отметить и тот факт, что не во всех домах был водопровод, а ближайший водоем или колодец мог находиться на приличном расстоянии от места происшествия. Это еще сильнее усложняло работы по ликвидации пожаров. В царской России основным транспортным средством пожарных бригад был конный обоз.

Первые пожарные автомобили появились в России в самом начале XX века. Это были простейшие автолинейки. Благодаря ним, огнеборцы могли быстрее прибыть к месту вызова. Однако конструкция этих автомобилей была не самой надежной, и они часто ломались. Началом автомобилизации противопожарной службы можно считать 30 апреля 1918 года: именно в этот день Ленин подписал декрет "Об организации государственных мер борьбы с огнем".

Как только Советский Союз освоил массовое производство грузовой техники, то сразу же возникла идея выпуска на их базе специализированных автомобилей. Для этих целей выпускалось две основных конструкции пожарных автомобилей: линейка с расчетом бойцов, лестницей и другим противопожарным инвентарем, а также цистерна с рукавом и насосом. Первоначально их строили на базе грузовика АМО-Ф-15 в Москве на одноименном заводе и на ленинградском предприятии "Промет".

В начале 1930-х с появлением более мощных шасси ЗИС и ГАЗ появилась возможность выпускать более эффективные пожарные автомобили. Самыми известными пожарными автомобилями той эпохи являются ПМГ-1 (пожарная машина ГАЗ) на шасси ГАЗ-АА и ПМЗ-1 (пожарная машина ЗИС) на шасси ЗИС-11. Однако были и другие уникальные экземпляры, которые дошли до наших дней.

На фотографии - пожарная цистерна на шасси ГАЗ-АА 1935 года выпуска. Первый такой автомобиль был изготовлен в 1931 году на Миусском заводе в Москве. Но не все так просто: наш экземпляр отличается от изделий Миусского завода "немосковской пропиской" и деталями кузова. Автомобиль был выпущен нижегородским заводом "Красная Этна" исключительно для собственных нужд: он состоял на учете заводской пожарной команды. Вообще предприятие занималось выпуском крепежных изделий для автомобилей.

Помимо цистерны вместимостью 1,5 кубометра пожарный автомобиль укомплектовали насосом собственного производства, раздаточными рукавами, брандспойтами и коробкой отбора мощности. Общая масса всего этого оборудования явно превышала грузоподъемность "полуторки", однако крепкое шасси ГАЗ-АА позволяло работать с перегрузками.

На дверях грузовика – название завода, а также аббревиатура Н.К.С.М. Это Народный комиссариат среднего машиностроения, в чьем подчинении находилась вся автомобильная промышленность, в том числе и завод "Красная Этна". Ромб с надписями на дверях появился не сразу, ведь комиссариат был образован спустя 4 года после выпуска этой "пожарки". О подвигах автомобиля на службе ничего неизвестно. Несколько лет назад пожарная цистерна попала в мастерскую коллекционера старинной автомобильной техники Евгения Шаманского, где ее бережно и тщательно отреставрировали до первозданного состояния. Автомобиль полностью на ходу и в любой момент может выйти на боевое задание.

Дата 1 августа 2007