Партийную элиту оставили без колес

К концу 1960-х годов советская партийная элита стала испытывать нехватку автомобилей высшего класса. Аэрокосмический стиль "Детройтского барокко" уже вышел из моды, поэтому первая "Чайка" ГАЗ-13 смотрелась архаично.

Лимузины ЗИЛ обслуживали Кремль и только высших лиц страны, а остальному чиновничьему аппарату ЦК КПСС такие привилегии не полагались. Горьковскому автозаводу поручили создать солидный автомобиль высшего класса, но на ступеньку ниже по рангу, чем московские лимузины. Главными задачами проектирования были: полное обновление внешнего вида, повышение комфортабельности, улучшение динамических показателей и повышение безопасности автомобиля.

В октябре 1977 года была изготовлена первая промышленная партия ГАЗ-14. Этим занимался отдел ГАЗа по производству автомобилей малых серий ПАМС. За год выпускалось порядка сотни машин. Сборка машин осуществлялась бригадно-стапельным методом и требовала большой аккуратности.

В основе архитектурного решения кузова ГАЗ-14 - легкость и стремительность в сочетании со строгими, четкими линиями и присущей автомобилям данного класса представительностью. Красивый семиместный автомобиль отличался высоким техническим уровнем и комфортабельностью. Автоматическая коробка передач, усилители рулевого управления и привода тормозов, кондиционирование воздуха и эффективная шумоизоляция создавали особый уровень комфорта пассажирам и водителю. Благодаря удачному сочетанию больших шин и мягкой подвески, специально разработанных амортизаторов и длинной базы автомобиль ГАЗ-14 имел высокую плавность хода при движении.

Салон кузова обогревался тремя отопителями, встроенными в систему охлаждения двигателя. Отсутствие выступающих порогов пола и высокие дверные проемы обеспечивали удобную посадку в автомобиль. Кроме того, "Чайка" была оснащена электростеклоподъемниками, ремнями безопасности с инерционными катушками, стереофоническим радиоприемником высшего класса "Радиотехника" (Рига) с магнитофонной приставкой "Вильма" и дополнительным пультом управления в заднем пассажирском помещении.

Лимузин ГАЗ-14 стал своеобразным полигоном для внедрения новых конструкций, материалов и технологий. Именно на этой модели впервые для горьковских автомобилей появились дисковые тормоза, гидротолкатели клапанов двигателя, бесшкворневая передняя подвеска, замки дверей с электромагнитной блокировкой, тормозная система с двумя ступенями усиления в гидроприводе, энергопоглощающие панели обивки кузова из пенополиуретана, обогрев заднего и боковых стекол, а также фароочистители.

Салон кузова обогревался тремя отопителями, встроенными в систему охлаждения двигателя.

На ГАЗ-14 устанавливали V-образный 8-цилиндровый 220-сильный двигатель. С таким мотором лимузин массой в 2,5 тонны разгонялся за 15 секунд до 100 км/ч и развивал максимальную скорость 175 км/ч. Расход топлива составлял 16 литров на 100 км, а на одной заправке можно было проехать до 530 км.

Большинство 14-х "Чаек" имело закрытые четырехдверные кузова с тремя рядами сидений без внутренней перегородки. На автомобиль могла быть установлена застекленная перегородка между водительским и пассажирским отделениями. По спецзаказу Министерства обороны на базе ГАЗ-14 была разработана модификация "Чайки" с открытым кузовом для приема военных парадов – ГАЗ-14-05. За годы производства с 1982 по 1988 гг. было выпущено всего 15 кабриолетов ГАЗ-14-05. Один из них находится в Музее истории Горьковского автозавода.

Пожалуй, самая редкая версия – это ГАЗ-14 с кузовом универсал. Их выпускал латвийский завод RAF (Rigas Autobus Fabrika). Машина использовалась в качестве "скорой помощи" или катафалка для высокопоставленных лиц. Посередине салона размещались носилки, по бортам – медицинское оборудование. Точное количество выпущенных универсалов неизвестно.

К сожалению, "Чайка" ГАЗ-14 выпускалась относительно недолго для автомобилей такого класса – всего 11 лет. В разгар перестроечной кампании "борьбы с привилегиями" производство этого представительского автомобиля в 1988 году было прекращено. "Сверху" был дан приказ уничтожить всю технологическую оснастку, рабочую документацию, сборочные линии и кузовные штампы. Всего Горьковский автозавод выпустил 1114 автомобилей ГАЗ-14 "Чайка". Недавно ей исполнилось тридцать лет...

Дата 23 ноября 2007