За что мы платим автосервису?

Большинству автовладельцев так или иначе приходится сталкиваться с ремонтом машины. Попробуем разобраться, от чего зависит сумма, появляющаяся в счете за услуги автомехаников. С виду все прозрачно - стоимость определяет компьютерная программа. Но это не исключает возможности небольшого мошенничества.

На современном автосервисе цена работ измеряется в нормочасах, приравненных к определенному рублевому эквиваленту. Сколько времени нужно слесарю, чтобы снять крыло или поменять сцепление? Ответ на этот вопрос не должен зависеть от опытности или работоспособности сотрудника. Любая типовая ремонтная операция для любого серийно выпускаемого автомобиля имеет стандартный срок выполнения, записанный в каталогах автопроизводителей.

Уже несколько лет нормой для автосервиса является использование специальных компьютерных программ для подсчета стоимости ремонта. Это может быть специальное программное обеспечение для конкретной автомобильной марки (таким обычно пользуются официальные дилерские центры) или универсальные программы, в которых учтены почти все марки и модели.

Кстати, сотрудничество автосервисов, экспертов и страховых происходит посредством программ Audatex, Eurotax или SilverDat (для иномарок) и "Автобаза" (для ВАЗов и ГАЗов). В основе любой из этих программ лежат данные автопроизводителей и экспертных организаций. Разница в калькуляциях (следовательно, и в сумме счета) может различаться в пределах 5-10% - это связано с разницей в округлении условных единиц времени.

Ошибок в этих программах практически нет. Однако у сотрудника автосервиса остается возможность накрутить лишнее время. Происходит это следующим образом. Например, после аварии замене подлежат фара, радиаторная решетка и передний бампер. Также необходимо снять для ремонта переднее крыло. Каждая из перечисленных операций подразумевает снятие бампера. В реальности бампер снимается один раз, но при желании или по неопытности сотрудника снятие и установка бампера могут попасть в счет 4 раза!

Справедливости ради скажем, что обсчитаться сервис может не только в свою пользу. Например, согласно данным программам то же крыло должно проходить через цепочку из четырех операций (снять-выправить-окрасить-установить). Иное, чем предусмотрено программой, распределение обязанностей приводит к тому, что мастер не укладывается в отведенное время, и нормочасы приходится округлять в меньшую сторону.

Программное обеспечение, определяющее стоимость ремонта, не всегда "умеет" вычитать повторяющиеся операции. Страховые компании лишних денег платить не любят и, имея в распоряжении аналогичное ПО, сразу пресекают подобные повторы. У частных лиц путь другой – внимательно изучать счет, а при необходимости требовать расшифровку всех произведенных ремонтных операций.

Дата 11 июля 2007
АвторФёдор Буцко