Создан первый электрический Porsche

Мастерская Ruf Automobile из города Пфаффенхаузена (Германия), специализирующаяся на доводке серийных автомобилей марки Porsche, представила свою новую разработку eRuf Concept Model A. Это первый немецкий спорткар на электротяге, созданный на базе Porsche 911. Идея его постройки пришла в голову самого основателя фирмы Алоису Руфу. Для осуществления своего проекта производитель пригласил фирму Calmotors из Калифорнии, специализирующуюся на установке электромоторов или гибридных силовых установок с питанием от литиево-ионных батарей последнего поколения.

"Emotion without Emission" ("Эмоции без вредных выбросов") – этот слоган компании отлично характеризует новый экологически чистый "Порше". Автомобиль сохранил все отличные ходовые качества, присущие этой марке из Штутгарта, правда, немножко убавил в динамике, но все же остался достаточно быстрым. С виду машина практически ничем не отличается от стандартной "911-ой" модели, разве что сзади вы не увидите патрубков выхлопной системы, а на месте заправочной горловины (у Porsche – традиционно на переднем правом крыле) находится разъем для подзарядки от внешнего источника питания. Сзади привычный оппозитный двигатель внутреннего сгорания уступил место электромотору и блоку аккумуляторных батарей.

Ресурс литиево-ионных батарей - около 960 тысяч километров!

Трехфазный электродвигатель переменного тока превосходит по своим характеристиками многие привычные ДВС. Как известно, КПД бесщеточного электромотора на постоянных магнитах в большинстве случаев составляет 80-90%, в то время как это значение у двигателя внутреннего сгорания, работающего на бензине, составляет от 26 до 30 процентов, а на дизельном топливе – от 35 до 40 процентов.

Максимальный крутящий момент в 650 Ньютон-метров развивается уже с первых оборотов, а мощность электромотора составляет 150 кВт (около 210 л.с.). Все это позволяет за семь секунд автомобилю, потяжелевшему до 1910 кг, разогнаться до первой "сотни" и развить максимальную скорость 225 км/ч. Запас хода составляет от 250 до 320 километров в зависимости от режима езды. Время полной зарядки батарей занимает 10 часов.

Электродвигатель, работающий при напряжении 300-420 вольт, отличается своими компактными размерами и относительно небольшой массой (91 кг), что упростило задачу размещения аккумуляторных батарей в кузове автомобиля, а их здесь 96 штук, каждая из которых емкостью 160 Ач весит около 5,6 кг. Они расположены в передней и задней частях кузова, правда, из-за этого автомобиль лишился привычного багажного отделения.

Управление силовой установкой суперэлектрокара осуществляется по принципу "drive-by-wire"("управление по проводам") – то есть отсутствует механическая связь – водитель нажимает на педаль, а сила нажатия посредством потенциометра переводится в электрический сигнал, который затем поступает в блок управления двигателем. В итоге автомобилю не требуется различных приводных механизмов (что опять же облегчает его массу), а само управление той же тягой становится более точным.

Во время движения по инерции (выбег) электромотор работает как генератор, который возвращает часть потраченной электроэнергии обратно в батареи. Состояние каждого из 96 элементов питания контролируется электроникой, которую разработала британская фирма Axeon. Внутри аккумуляторов находятся датчики, которые отправляют в систему управления информацию о напряжении и температуре внутри каждого из блоков. В случае неполадок, компьютер в течение миллисекунд сможет дать нужную команду и стабилизировать ситуацию, защищая литиево-ионные батареи, например, от перегрева во время подзарядки.

По данным производителя аккумуляторы выдерживают 3000 циклов зарядки - получается, что в лучшем случае с ними автомобиль теоретически может проехать до 960 тысяч километров! Будет ли налажено мелкосерийное производство экологичного суперкара, пока неизвестно, но даже при самом благополучном раскладе, автомобиль не будет доступным, вследствие пока еще дорогостоящей технологии производства мощных и надежных литиево-ионных батарей.

Дата 20 октября 2008