Россияне отказываются покупать иномарки

Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) опубликовал данные по продажам новых иномарок за последние 11 месяцев. Общие продажи иностранных автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России с начала года продолжают демонстрировать рост. Однако впервые за последние четыре года с момента публикации отчетов АЕБ продажи за ноябрь продемонстрировали отрицательный показатель, что свидетельствует об общем ухудшении ситуации на рынке во всех сегментах.

Тем не менее продажи иностранных марок увеличились на 31%, или на 448 092 штуки, за одиннадцать месяцев 2008 года по сравнению с тем же периодом прошлого года. Итого с января по ноябрь было продано 1 915 576 автомобилей, однако "локомотивом" такого успеха стало первое полугодие, когда результаты продаж ежемесячно увеличивались на 43-54 процента. Снижение продаж за ноябрь 2008 года составило 15%, или 23 857 штук, по сравнению с тем же периодом 2007 года, то-есть было реализовано 136 554 автомобиля.

Финансовый кризис как никогда ярко проявился в автомобильном ритейле. Впервые за последние годы продажи новых иномарок в России пошли вниз. Подобное падение продаж, на самом деле, не явилось полной неожиданностью. Еще в октябре месяце продажи по сравнению с сентябрем сократились почти на шесть процентов - было продано 169 115 иномарок, сообщает "Прайм-Тасс", а в ноябре ситуация стала еще хуже.

Участники рынка констатируют, что недооценивали глубины кризиса. Эксперты и дилеры утверждают, что успешным ноябрь оказался для тех автоконцернов, которые предлагали покупателям скидки и спецпрограммы. По мнению эксперта по автопрому Ernst & Young Ивана Бончева, опубликованные цифры могут говорить о том, что рыночная ситуация "несколько хуже той, которую многие участники рынка представляли изначально". "Ожидалось, что в ноябре будет продано где-то 150 тысяч новых иномарок", - поясняет Бончев.

Участники рынка констатируют, что недооценивали глубины кризиса

Эксперт полагает, что в декабре продажи могут вырасти: в России будут повышены пошлины на импорт иномарок (до 30%), и потребитель, возможно, не станет ждать "еще больших скидок от импортеров и дилеров". Специалист напоминает, что из-за укрепления доллара и накануне повышения пошлин ряд импортеров уже объявили о росте цен на весь свой модельный ряд, пишет "Коммерсант". Однако прогнозы на 2009 год сейчас мало кого интересуют, отмечает Иван Бончев, потому что "ситуация изменяется ежемесячно".

Падение продаж спутало дилерам все карты: многие не согласовали планы продаж не следующий год. Хуже было только в 1998 году, когда продажи иномарок сократились в три раза, вспоминают участники рынка. После этого продажи только росли, за исключением традиционных снижений января к декабрю и застоя в летние месяцы, сообщают "Ведомости".

Поведение российских покупателей перед лицом надвигающегося кризиса совершенно адекватное и цивилизованное. Сейчас россияне на всякий случай стараются избегать крупных трат, без которых можно обойтись. Опасение вызывает то, что если эта тенденция продолжится и граждане не устремятся снова в автосалоны, то страна потеряет десятки тысяч рабочих мест, не говоря уже о несобранных налогах. Известно же, что одно рабочее место в автопроме создает до 14–16 рабочих мест у смежников. За этими сухими цифрами стоят живые люди. Сокращение выпуска машин значит сокращение спроса на продукцию металлургов и стекольщиков, и так далее, пишет газета "Взгляд".

Хуже было только в 1998 году

Как сообщают "Известия", в пятерке лидеров (Ford Focus, Chevrolet Lacetti, Renault Logan, Hyundai Accent и Toyota Corolla) среди моделей иностранных марок, наиболее продаваемых с начала года, три производятся в России. В целом по итогам 11 месяцев на российском рынке лидирует компания Chevrolet, продавшая 215 480 машин, следом идут Hyundai со 183 013 автомобилями и Toyota с результатом в 176 232 авто.

Из 49 марок, представленных в таблице АЕБ, рост показали только пятнадцать. По сравнению с ноябрем прошлого года, упали продажи девяти из десяти самых популярных иномарок. Исключение - японская Toyota (+23%). Однако по сравнению с октябрем ее продажи снизились на 24%. Улучшил результат по сравнению с прошлым месяцем лишь Nissan (+4%, 7218 машин). Правда, это почти на треть меньше, чем в ноябре 2007 года (-31%).

Самое драматичное падение в первой десятке продемонстрировала Mitsubishi (-42% к октябрю и 51% к ноябрю-2007). Не намного лучше шли дела у Uz-Daewoo: продажи ее автомобилей в ноябре упали на 43% к октябрю и на 50% по сравнению с ноябрем прошлого года. По ряду других марок падение продаж тоже впечатляет: Hyundai - на 36%, Renault - на 32%, Kia - 29%.

Несколько марок, входящих во второй десяток по продажам, сумели в ноябре добиться высоких продаж: Honda продала на 67% больше автомобилей, чем в ноябре-2007, Skoda - на 66%, а Volkswagen - на 26%.

Худшие результаты показывают бренды из третьего десятка: китайские Chery (-81%) и Great Wall (-61%). "Лидерами" снижения, помимо "китайцев", стали дорогие, люксовые марки. Так продажи Cadillac упали на 64 процента, Porsche и Hummer – на 58 процентов у каждого и Lexus с Volvo, у которых спад составил также одинаковые 39 процентов.

При этом некоторые производители смогли наоборот нарастить продажи на падающем рынке. В первую очередь, это касается марок, производимых в России компанией Sollers - Fiat и SsangYong, месячные продажи которых выросли на 100 и 303 процентов соответственно. Правда, нужно отметить, что реализация "корейцев" началась только год назад. Выросли продажи и у французских автопроизводителей Peugeot, а также Citroen – на 92 и 22 процента соответственно. Стабильным ростом отметились также премиальные немецкие марки Audi (+23%), BMW (+21%) и Merсedes-Benz (+16%), сообщает "Автостат".

Дата 11 декабря 2008