Российский автопром уходит на каникулы

"Эпидемия" сокращения или остановки производства прокатилась практически по всем крупным российским заводам, выпускающим автомобили отечественных и иностранных марок. Снижение продаж транспортных средств привело к тому, что предприятия вынуждены массово уходить в отпуск, у кого-то он уже в самом разгаре. Эксперты считают, что возобновление производства возможно не раньше осени, да и то, если ситуация в экономике будет складываться успешно.

Японский автопроизводитель Toyota прогнозирует двукратное снижение объемов продаж автомобилей в России в связи с сокращением спроса в текущем году. По этой причине компания может значительно снизить объемы производства автомобилей в России. Выпуск седанов Camry на заводе концерна под Санкт-Петербургом может быть сокращен примерно на 20% по сравнению с прошлым годом, сообщает ИТАР-ТАСС со ссылкой на информированные источники в автомобилестроительном секторе страны.

По их словам, с января по июнь объем продаж в России крупнейшего в мире автоконцерна "упал на 56% и составил 42 тыс. машин". Если учесть, что в прошлом году компания реализовала на российском рынке 207 тыс. автомобилей, то в текущем году "при сохранении ситуации на рынке, возможно, по итогам года она не сможет подняться выше 100-тысячной отметки".

Истинная причина временной остановки конвейеров в большинстве случаев - резкое падение спроса на автомобили

"В первом полугодии автосборочный завод корпорации в Шушарах выпустил около 2 тыс. 400 машин Camry, а так как эксперты не ожидают резкого роста спроса на эту продукцию, то объем производства по итогам года должен составить примерно 5 тыс. автомобилей. Это примерно на 20% меньше, чем в 2008 году, когда Toyota выпустила с конвейеров 6 тыс. 400 машин", - отмечают источники. В пресс-службе компании подтвердили, что "автогигант действительно ожидает существенного снижения производства на российском заводе с учетом экономической ситуации в РФ и спада продаж". Правда, более-менее точных прогнозов официальные представители компании не делают. "Если до июня этого года показатели ухудшались, то сейчас мы наблюдаем признаки стабилизации, поэтому пока не готовы называть конкретных цифр", - отметил представитель концерна.

В августе закрывается на каникулы только что открывшийся петербургский завод Nissan, точные даты и продолжительность остановки конвейера пока не уточняются. "В начале августа мы планируем приостановить производство на плановые каникулы", — пояснили Росбалту в представительстве Nissan.

Российские заводы General Motors и Ford останавливали производство еще в начале июля - первый до конца августа, коллектив второго ушел в трехнедельный отпуск с 20 июля. В GM заверили, что массового сокращения персонала на заводе не будет, а работники уйдут в вынужденный простой с сохранением рабочих мест и 2/3 заработной платы. Таким образом, завод не будет работать все лето.

Нет продаж – нет производства

Ford во Всеволожске останавливал конвейер с 1 по 9 июля, а затем с 20 июля по 9 августа. Кроме того, еще с 8 июня в целях снижения объема выпускаемых автомобилей на заводе был введен временный режим четырехдневной рабочей недели, который продлится до февраля 2010 года. 10 августа производство возобновилось, однако, стало известно, что с 22 сентября предприятие перейдет на работу в две смены, сообщает Интерфакс.

Калужский завод Volkswagen простаивал две недели со второй половины июля до 3 августа. Как пишут Ведомости, остановки не всегда связаны с падением авторынка: останавливать производство и отправлять всех рабочих в отпуска — стандартная практика, уверяет представитель Volkswagen Юлия Карулина.

Московский завод "Автофрамос", выпускающий автомобили Renault, остановил работу с 3 по 23 августа. По словам представителя "Автофрамос" Ольги Сергеевой, "это традиционные летние каникулы, на тот же срок они проводились прошлым летом".

На этой неделе стало известно, что совместное предприятие Sollers и Isuzu Motors на неопределенное время приостановило выпуск грузовиков Isuzu. Остановка произошла из-за "непростой экономической ситуации и снижения спроса на продукцию", отмечается в сообщении компании. Сотрудники предприятия были переведены на другой завод группы Sollers - "Соллерс-Елабуга", который выпускает коммерческие автомобили Fiat Ducato. По мере восстановления спроса предполагается возобновить выпуск автомобилей Isuzu.

Оживление рынка начнется не раньше осени

Дни.Ру недавно писали о том , что в конце июля Волжский автозавод объявил о том, что останавливает производство автомобилей до 31 августа. Такое решение принято руководством компании с целью приведения объемов производства в соответствие со спросом на рынке и необходимостью сокращения затрат при условии сохранения рабочих мест. Соответствующее решение приняло и совместное производство GM-АвтоВАЗ, которое остановило производство автомобилей Chevrolet Niva на весь август. "Остановка конвейера связана с изменением производственного графика ОАО "АвтоВАЗ", - говорится в сообщении пресс-службы предприятия.

Завод КамАЗ также объявил об остановке конвейера на весь август. Точная дата возобновления работы не определена. Каникулы могут растянуться, если предприятие не соберет достаточное количество заказов на автомобили. На Ижевском автозаводе конвейер остановлен еще с 29 апреля, производство, возможно, возобновится в августе.

Зато ГАЗ недавно вернулся к полной рабочей неделе. По словам представителя пресс-службы, в июле и августе предприятие планирует выпустить 5,6 тысячи автомобилей. В январе 2009 года предприятие выпустило около 2 тысяч легких коммерческих и среднетоннажных автомобилей, в мае - около 4 тысяч, в июне ГАЗ вышел на производство более 5 тысяч машин. Объемы производства на уровне 5 тысяч автомобилей позволяют заводу работать на безубыточном уровне.

Не поступало сообщений о временной приостановке конвейера лишь с калининградского завода "Автотор" и таганрогского ТагАЗа. УАЗ в начале июля возобновил работу в режиме полной рабочей недели после десятидневных каникул.

Многие автоконцерны заявляют, что отпуска предусмотрены планом, однако, очевидно, что истинная причина временной остановки конвейеров в большинстве случаев - резкое падение спроса на автомобили в связи с кризисом. Нет продаж – нет и производства. Производители не желают "работать на склад", выпускать малое количество автомобилей невыгодно - лучше остановить конвейер. Эксперты прогнозируют оживление рынка не раньше осени - сейчас покупатели пока не готовы приобретать автомобили по ценам 2009 года и выбирают модели прошлого года, на которые распространяются скидки и акции. Через некоторое время, если дела в экономике начнут налаживаться, а кредиторы смягчат условия, люди пойдут в автосалоны - уровень отложенного спроса велик.

Дополнительным плюсом может стать расширение спектра автомобилей, на которые распространяется государственное субсидирование автокредитов - покупателям авто российской сборки компенсируют часть процентной ставки. Соответствующая программа действует с апреля, в июле планка стоимости подпадающих под нее автомобилей увеличена с 350 до 600 тысяч рублей, кредиты выдаются сроком до трех лет, а к программе готовы присоединиться еще четыре российских банка, сообщает РИА Новости.

Дата 13 августа 2009