4 фото
Гоночные болиды и информационные технологии

Как создаются гоночные болиды, как за считанные дни изготавливаются сложнейшие детали и как командам помогают в этом информационные технологии – об этом и о многом другом корреспонденту АвтоДней.Ру рассказал главный управляющий директор Lotus F1 Томас Майер.

В Формуле-1 скорость важна не только на трассе, но и при создании гоночных болидов, и в приятии решений. И, нужно заметить, членам команды приходится работать не только в условиях жесткой конкуренции, но и ограниченного бюджета. Lotus, который в той или иной мере участвует в Формуле-1 еще с конца 50-х годов, относится к командам средней группы. По ходу текущего сезона, в котором команду на трассе представляют француз Роман Грожан и венесуэлец Пастор Мальдонадо, в СМИ все чаще появляются сообщения о финансовых трудностях компании из Энстоуна. Несмотря на это, Lotus удалось серьезно прогрессировать к конце сезона.

Так как же команде удается выпускать на трассу конкурентоспособную машину? По словам Томаса Майера, к каждому этапу команда Lotus заменяет 14 тысяч деталей внутри болида. На сегодняшний день весь ее производственный цикл - от разработки и тестирования болида до работы на трассе - поддерживают новейшие ИТ-разработки.

До того, как стать частью команды Lotus F1 в 2012 году, Томас Майер выполнял обязанности менеджера проектов в сфере железнодорожного транспорта, преимущественно в Азии и Восточной Европе, занимал ряд руководящих позиций в области производства, включая должность управляющего директора Bombardier Венгрия, а также был назначен членом правления компании Solaris Bus & Coach.

По словам Майера, существуют несколько этапов при создания болида. Первый – это проектирование. В Lotus оно осуществляется с помощью автоматизированной системы, которая помогает максимально точно разрабатывать комплектующие, идеально сочетающиеся как друг с другом, так и с дизайном корпуса, а также планировать ресурс их работы. Ее важная часть – система управления ресурсами предприятия Microsoft Dynamics AX. Поскольку в последнее время одной из главных задач для многих команд Формулы-1 стала финансовая эффективность, Lotus использует эту автоматизированную систему для управления бизнесом и прогнозирования того, когда и какие комплектующие придется заменять. Это помогает команде правильно распределять бюджет. Второй этап - виртуальное тестирование, для которого команда использует аналитический сервис Microsoft Azure Stream Analytics. Один из главных инструментов для тестов – это аэродинамическая труба. "Для работы с аэродинамическорй трубой команда создает модель, размеры которой составляют 60% от параметров гоночного болида, и помещает ее в туннель, - пояснил Майер. - Время работы с трубой строго регламентировано, команде необходимо проверить 45 тысяч различных деталей всего за 30 минут. Именно поэтому для Lotus критически важно получать максимум информации от каждого подобного испытания. В этом нам помогает Azure Stream Analytics, которая анализирует информацию с сенсоров, установленных на модели, и визуализирует ее, после чего она передается специалистам, создающим комплектующие".

Затем команда сравнивает итоги тестирования в аэродинамической трубе с результатами краш-тестов и показаниями гоночного симулятора – интерактивной модели, в которой воссоздается автомобиль, а тестовый пилот испытывает его в условиях, максимально приближенных гоночным, при этом также учитываются перегрузки, которые будет испытывать человек. Данные сохраняются в Microsoft Azure Data Lake и позже обрабатываются с помощью сервиса машинного обучения Azure Machine Learning, который позволяет понять, какой будет результат, если изменить тот или иной параметр болида.

К производству болида команда приступает только на третьем этапе. "В этом процессе также используется система Microsoft Dynamics AX, которая дает всем инженерам (а их в команде более 250) быстрый доступ к нужной для производства тех или иных деталей информации, - отметил управляющий директор. - Ранее сбор данных поддерживали 13 разрозненных систем, а специалистам команды приходилось каждый раз обращаться за ними в соответствующую производственную группу. Однако сотрудничество с Microsoft, в рамках которого все системы были объединены при помощи платформы Dynamics AX, значительно ускорило процесс создания болида".

Майер также подробно рассказал об испытаниях болида на трассе. "Во время заездов Lotus использует систему "интернета вещей" на каждую из машин установлено 250 сенсоров, которые по 200 защищенным каналам связи передают в боксы данные о 200 различных параметрах болидов каждую тысячную секунды,- пояснил он. - Телеметрию собирает инструмент, предоставленный командам FIA. Она формирует огромные объемы информации, которые нужно не только надежно хранить, но и оперативно анализировать. Для этого команда использует гибридную облачную платформу Microsoft Azure, которая помогает сократить расходы и позволяет перенаправить ресурсы на создание собственных программных продуктов, а также службу Azure Stream Analytics, которая анализирует эти данные в режиме реального времени и передает их руководителям команды и на завод".

На вопрос о применении метода 3D-печати при создании деталей болида, Майер ответил, что 3D-модулирование широко используется на этапе проектирования и создания модели для работы в аэродинамической трубе. "В боевом болиде Lotus деталей, напечатанных на 3D-принтере, всего несколько – совсем небольшой процент, - пояснил корреспонденту АвтоДней.Ру Майер. – Одна из них – это кожух в верхней части болида, который защищает пилота при переворачивании".

"С момента моего назначения на пост главного управляющего директора Lotus F1 мне пришлось принять несколько сложных решений, одним из которых был отказ от моторов Renault, - рассказал Майер корреспонденту АвтоДней.Ру. – Однако сейчас Renault намеревается выкупить акции Lotus". "Хочу отметить, что для того, чтобы быть успешным в Формуле-1, требуются несколько обязательных ингредиентов. Первое – это талантливые инженеры, талантливые пилоты и, конечно, деньги. У нас присутствуют не все из этих ингредиентов - ощутимее всего отсутствие последнего", - заключил он.

В настоящий момент Lotus занимает в Кубке конструкторов 7-е место – за 18 прошедших гонок команда завоевала 76 очков и с большим отрывом следует за Force India (120 очков). Между тем, на прошедшем Гран При Бразилии Lotus провел хорошую гонку. Заместитель руководителя команды Федерико Гастальди отметил отличную работу Романа Грожана и всей команды. "Я благодарен всем нашим сотрудникам в Энстоуне, - заявил он. - Мы рассчитывали, что сегодня всеобщие усилия будут вознаграждены двойным финишем в десятке – досадно, что Пастор Мальдонадо получил штраф, иначе мог финишировать, по меньшей мере, десятым". Роман Грожан, который финишировал 8-м, назвал прошедший уик-энд "эмоциональным" и отметил, что ему было приятно вернуться в призовую десятку. «Следующая гонка для меня – последняя в составе Lotus, финиш в Абу-Даби будет эмоциональным моментом, постараюсь добиться хорошего результата", - подытожил Грожан.

Дата 17 ноября 2015

ОПРОС

Поддерживаете ли вы платные дороги?
  • Поддерживаю
  • Не поддерживаю
  • Мне все равно