История автомобилей с заказными кузовами чаще всего бывает связана с людьми неординарными. Кабриолет Т 600 Tatraplan-Sport выдающийся конструктор Йозеф Содомка создавал специально для Иосифа Сталина.
В конце 1948 года ЦК компартии ЧССР принял решение преподнести Сталину к юбилею автомобиль, сделанный специально для него. Выполнить почетный заказ предстояло кузовной компании Sodomka, на счету которой было немало заказных автомобилей для президентов, премьер-министров и коронованных особ.
За дело взялись четыре Йозефа: сам Содомка и его помощники – Янза, Клейх и Ржиха. Прежде всего, им предстояло выбрать базовую модель. Автомобиль должен был быть чехословацкого производства, но ни Skoda, ни какая-либо другая фирма не могли предложить достаточно мощное шасси. Нужна была современная модель, вобравшая в себя все последние достижения автомобильной промышленности, а такая была только одна – Т 600 Tatraplan, которая встала на конвейер годом раньше.
Ведущим мастером-кузовщиком, по нашим временам – ведущим дизайнером - стал Йозеф Ржиха. Перед ним стояла непростая задача: из небольшого автомобиля сделать дорогую игрушку для человека с непростым характером. 42-летнему пану Ржихе мало кто завидовал. Так же как и Йозефу Клейху, на плечи которого легла доводка конструкции "Татраплана".
Компания Sodomka была традиционно сильна своими кабриолетами, поэтому в подарок решили подготовить открытую версию "татровки". Характерной особенностью Tatra был плавный переход салона в обтекаемый задок кузова, где был спрятан мощный двигатель. Седаны и лимузины с таким кузовом получались отличные, а вот единственная попытка сделать кабриолет закончилась ничем. Йозеф Ржиха решил отказаться от высокого капота с боковыми воздухозаборниками, "плавником" и верхними жалюзи. Капот стал плоским, полностью изменились задние крылья и воздухозаборники. В облицовке фальшрадиатора появились противотуманные фары, крышку багажника Йозеф украсил красным пластиковым флажком. Вдоль кузова прошел молдинг "под перламутр". Автомобиль в несколько слоев покрасили нитроэмалью цвета слоновой кости с ручной шлифовкой промежуточных слоев.
Компания Sodomka была традиционно сильна своими кабриолетами, поэтому в подарок решили подготовить открытую версию "татровки".
Дизайнерские изыски пана Ржихи потребовали изменений в конструкции силового агрегата и ходовой части машины. Днище автомобиля, выполнявшее роль несущего силового элемента, удлинили и усилили. Естественно, изменения внесли и в подвеску.
Проектирование и изготовление кабриолета заняло около полугода. Все это время компания Sodomka тесно сотрудничала с "Татрой", согласовывая с ней все изменения в конструкции. И здесь нельзя не назвать еще одно имя, без которого не мыслима не только чешская, но и мировая автомобильная история. Отцом всех "таровок" был Ганс Ледвинка, талантливый и неординарный конструктор. Он много лет работал с Фердинандом Порше и, естественно, проектировал не только автомобили, но и танки, которыми "Папа Ферри" увлекался всерьез. К тому же созданный Ледвинкой грузовой автомобиль Т-111 многие эксперты признавали лучшим автомобилем Рейхсвера. Таких "достижений" власти простить не смогли, и когда в Высоке Мыто делали автомобиль для именитого юбиляра, Ганс Ледвинка уже не первый год "грел нары" в тюрьме недалеко от Остравы. Вот туда и начали регулярно ездить люди с кипами чертежей, таблицами и уже готовыми деталями и узлами - чешский вариант бериевской "шарашки". Раз в неделю в Красном уголке тюрьмы проводился техсовет, на котором обсуждались детали конструкции подарочного автомобиля. Потом все расходились по своим неотложным делам. Одни уезжали в Высоке Мыто, другие в Копрживнице, а Ледвинка отправлялся за своей порцией баланды.
Премьера подарочного кабриолета состоялась летом 1949-го на национальной автомобильной выставке в Праге. Затем он перекочевал в Женеву, где открывал экспозицию Чехословакии на очередном автосалоне. Летом машина возвращается в город Высоке Мыто и после небольшой доводки вновь едет в Прагу. Здесь 7 октября 1949 года происходит ее торжественная передача представителям ЦК КПЧ, и начинается ее переезд в Москву.
Кабриолет разобрали и погрузили в четыре(!) товарных вагона специального поезда, в котором в Москву отправился Президент ЧССР Антонин Запотоцкий. 22 декабря 1949 года на специальном митинге он передал кабриолет "Татраплан" представителям юбилейного комитета. После торжеств, среди прочих подарков Сталину машина была выставлена в залах Музея революции.
Самое интересное в истории этого кабриолета то, что так и не известно, прокатился ли в нем Сталин хотя бы один раз. После смерти Иосифа Виссарионовича кабриолет сменил нескольких владельцев. Одно время он даже работал как дежурная машина в одной из районных больниц Грузии. Трудно сказать, как сложилась бы ее судьба, не вмешайся в нее Мирослав Губеняк, представитель "Татры" в Москве. В начале семидесятых годов он приложил немало сил, чтобы провести обмен подарка на "Татру 603".
Но прежде чем обмен состоялся, Мирославу пришлось изрядно попотеть. По тем временам "шестьсот третья" относилась к категории "членовозов", и провести эту операцию можно было только через министерства внешней торговли, иностранных и внутренних дел Чехословакии и Советского Союза. Оббегав все инстанции, Мирослав получил "добро" на обмен и сам отправился из Копрживнице в Грузию за рулем "шестьсот третей". Но в Карпатах его машину "в хлам" разнес какой-то грузовик, и Мирослав на несколько недель оказался в больнице. Едва встав на ноги, он вновь прошел все круги бюрократического ада и получил-таки вторую машину.
В 1979 году, спустя 30 лет "Татраплан" еще раз пересек советско-чешскую границу, чтобы вернуться домой. 20 с лишним лет он остается подлинным украшением Технического музея в Копрживнице. Реставраторы вернули машине былую красоту и элегантность, заново окрасили, "оживили" приемник, заменили потускневший флажок на новый. Похорошевшая "Татра" отправилась покорять еще одну столицу. На сей раз, ей суждено было открывать экспозицию "Ретро-автомобили" на парижском салоне 1999 года.
ТЕМЫ
Москва дороги АвтоВАЗ Париж-2014 ММАС-2014 Lada ГИБДД новинки парковки штрафы тест-драйв ДТП Honda МКАД скорость BMW бензин Volkswagen Nissan Renault