"Иван Виллис" – так солдаты прозвали советский серийный внедорожник ГАЗ-67, выпускавшийся с 1943 по 1953 гг. Этот автомобиль прожил яркое десятилетие, а Великая Отечественная война превратила его в настоящую легенду.
Ошибочно полагать, что история создания отечественных автомобилей повышенной проходимости началась с поставок по ленд-лизу американских внедорожников Willys во время войны. Идея создания полноприводного автомобиля давно будоражила умы наших конструкторов. Одни из первых опытов по созданию вездеходов были осуществлены еще в дореволюционной России французским инженером Адольфом Кегрессом, работавшим техническим директором Императорского гаража.
В середине 30-х советские автозаводы приступили к испытаниями экспериментальных образцов подобной техники. И здесь стоит упомянуть талантливого изобретателя, руководителя конструкторской группы специальных машин ГАЗа Виталия Андреевича Грачева. Именно его детище ГАЗ-61 с кузовом "Эмки" послужило прообразом для командирского легкового автомобиля повышенной проходимости ГАЗ-64, который позже превратился в знаменитого "шестьдесят-седьмого".
В январе 1941 года к созданию внедорожника приступили в Горьком и в Москве в Научном Автотракторном Институте (НАТИ). Задача была следующая: создать четырехместный автомобиль колесной формулой 4х4 с отключаемым передним мостом и кузовными панелями простейшей формы. Уже весной того же года обе машины, АР-НАТИ и ГАЗ-64, прошли "госприемку" на самом высоком уровне – в Кремле. Осмотр производили первые люди страны: маршал Советского Союза Б.М. Шапошников, первый заместитель министра обороны С.М. Буденный, заместитель председателя Совета народных комиссаров СССР К.Е. Ворошилов и сам Сталин.
Затем начались ресурсные испытания, которые пришлось прервать из-за начала войны. В итоге, выбор был сделан в пользу ГАЗ-64, который было легче адаптировать к серийному производству. Производство внедорожника началось осенью 1941 года. Нарком среднего машиностроения Вячеслав Малышев дал распоряжение, чтобы колея колес ГАЗ-64 имела такую же ширину, как и у американских аналогов Bantam-BRC и Willys-MB. Весьма спорное решение, ведь у американских вездеходов она была уже и составляла 1250 мм. Это негативно сказывалось на устойчивости автомобиля.
Автомобиль, изображенный на фото, успел поучаствовать в боевых действиях.
Горьковский внедорожник представлял собой автомобиль с открытым четырехместным кузовом без дверей. Двигатель мощностью 50 л.с. был взят от "полуторки" ГАЗ-ММ. В снаряженном состоянии ГАЗ-64 весил 1200 кг и мог развивать скорость 100 км/ч. Дорожный просвет составлял внушительные 210 мм. Автомобиль выпускался чуть меньше года и разошелся крохотным тиражом в 686 экземпляров.
В 1942 году прошла модернизация ГАЗ-64. Теперь внедорожнику присвоили новый индекс 67. Автомобилю вернули более широкую колею – 1466 мм, увеличили боковины крыльев и укоротили задний свет. Двигатель получил термостат и новый карбюратор. ГАЗ-67 мог перевозить четырех человек и буксировать прицеп массой 800-1000 кг. Мотор мог "переварить" любой бензин, что было особенно важно в военное время, когда топливо было в дефиците. Кстати, расход горючего составлял 16-18 л на 100 км пути.
Автомобиль обладал удивительными способностями на бездорожье и по своим возможностям превосходил американских собратьев. Военные полюбили “газик” за его надежность и неприхотливость. При сложенном тенте и опущенном ветровом стекле машину можно было легко замаскировать. Следующая небольшая модернизация произошла в 1944 году. К индексу 67 прибавилась литера Б. После войны, ГАЗ-67 отлично себя показал на гражданской службе, особенно в сельском хозяйстве. Всего за период с 1942 по 1953 гг. было выпущено 62843 автомобиля. В 1953 году на смену "Ивану Виллису" пришел ГАЗ-69, прозванный в народе "козликом", но это уже совсем другая история…
Автомобиль, изображенный на фото, успел поучаствовать в боевых действиях. После списания из армии машина перешла пожилому военному. Теперешний владелец купил ржавый кузов на неисправном шасси. "Машина была в полном раритете", - говорит Иван Глушнев из Калуги.
На реставрацию ушло около двух лет. Восстановили кузов, перебрали ходовую и двигатель, при этом стремились сохранить как можно больше оригинальных деталей. Однако сидения в салоне все же заменили – старые были очень уж неудобными. Зато удалось восстановить оригинальный руль, состоящий из металлического обода с дубовой накладкой.
Спидометр и указатель заправки бака исправно работают. 80-й бензин заливается через горловину у лобового стекла, а сам бак расположен под мотором – чтобы пуля не достала. За сидениями спрятана пара телогреек – на трассе в ГАЗ-67 и летом бывает холодновато.
ТЕМЫ
Москва дороги АвтоВАЗ ММАС-2014 Lada ГИБДД Париж-2014 парковки штрафы тест-драйв ДТП МКАД новинки Honda скорость BMW бензин Nissan Renault ОСАГО