
Именам Mini и John Cooper Works (JCW) уже полвека. Легендарный конструктор Формулы–1 Джон Купер еще в 1961 году показал миру первый доработанный им автомобиль Mini. Это событие стало рождением Mini Cooper.
Уже в двенадцатилетнем возрасте Джон Купер на построенном его отцом гоночном автомобиле показал, что у него большое будущее в мире автоспорта. Позже вместе со своим отцом Чарльзом он в 1946 году основал фирму Cooper Car Company, которая занялась постройкой гоночных болидов для Формулы–3. Годы спустя компания стала самым успешным британским производителем гоночных автомобилей.
Знакомство с создателем Mini сэром Алеком Иссигонисом состоялось еще в то время, когда Джон Купер заказывал моторы у компании British Motor Corporation (BMC). Поэтому Купер с самого начала был посвящен в историю развития Mini, который Иссигонис должен был разработать для BMC - крупнейшего британского автопроизводителя, владевшего марками Austin, Morris, MG и Wolseley.
Мировая премьера Mini состоялась в 1959 году. Через полгода Джон Купер переоборудовал шесть заводских автомобилей для ралли Монте-Карло, но все они выступили неудачно.
Предложение Купера сделать на базе Mini модель GT Иссигонис сначала отверг. Однако Купер продолжал настаивать на своем и добился согласия от шефа BMC Джорджа Хэрримана. Реакцию публики на подобную концепцию решено было оценить с помощью небольшой серии из 1000 автомобилей Mini Cooper.
Автомобиль претерпел глубокую модернизацию силового агрегата и тормозной системы. В результате мотор развивал мощность в 55 л.с., что позволяло микролитражке разгоняться до 130 км/ч.
Результат этих модификаций вдохновил самого Иссигониса. Не теряя времени, он совместно с Джоном Купером начал работу над следующей ступенью повышения мощности - моделью Mini Cooper S. Литровый моторчик научили раскручиваться до 7200 об/мин. При частоте оборотов 6200 он выдавал 70 л.с. При этом рабочий объем 1071 см3 остался в пределах допустимого лимита для автомобилей данного гоночного класса (до 1100 см3).
Впервые Mini Cooper S привлек всеобщее внимание в 1962 году в Монте-Карло с финном Рауно Аалтоненом за рулем. Всего за три километра до финиша идущий первым Аалтонен ошибся в повороте и, перевернувшись, покинул гонку. Однако уже на следующий год он доказал всем, что это была лишь случайная неудача: Аалтонен на Mini Cooper S стал победителем в классе и третьим в общем зачете.
Впервые Mini Cooper S привлек всеобщее внимание в 1962 году в Монте Карло
Настоящая слава пришла к Mini Cooper в 1963 году. Знаменитый гонщик тех лет Пэдди Хопкирк обогнал всех своих конкурентов на зимнем ралли в Монте-Карло, причем соперники выступали на более мощных авто. Год спустя финн Тимо Мякинен и его второй пилот Пол Истер повторили триумф в Монте-Карло.
Мякинен был единственным гонщиком среди всех команд, прошедшим тысячи километров дистанции без единого штрафного балла, несмотря на неблагоприятные погодные условия со снегом и гололедом во французских Альпах. Всего 35 из 237 стартовавших автомобилей добрались в этом ралли до финиша, среди них целых три Mini Cooper S.
Скандал 1966 года только подогрел интерес к модели. Все призовые места заняли гонщики, выступавшие на Mini Cooper. Однако комиссары гонки лишили их призовых мест, сочтя нарушением правил дополнительные четыре фары, установленные перед решеткой радиатора Mini Cooper. Тем не менее, Хопкирк, Аалтонен и Мякинен как три мушкетера вошли в анналы ралли Монте-Карло.
Mini блистал не только на раллийных трассах. В 1960-е годы он завоевал множество побед и в асфальтовых гонках. Параллельно со спортивной карьерой "гражданский" Mini Cooper стал пользоваться большой популярностью. Помимо этого вошли в моду разработанные Купером комплекты для тюнинга серийных Mini.
Джон Купер совсем немного не дожил до выхода на рынок современного Mini. Конструктор ушел из жизни в 2000 году в возрасте 77 лет. Компания John Cooper Garages существует и поныне. Под знаменитым брендом выпускаются спортивные версии Mini.
ТЕМЫ
Париж-2014 АвтоВАЗ тест-драйв парковка Lada ГИБДД Opel АМПП штрафы Mercedes-Benz BMW Nissan Pulsar ГЛОНАСС Москва Honda Civic Jaguar XJ авторынок seat