11 декабря вступают в силу поправки к закону о защите прав потребителей, согласно которым существенно расширяются права покупателей и владельцев новых автомобилей. Соответствующий Федеральный закон был подписан президентом.
Российское законодательство нередко включает понятия, допускающие субъективное прочтение. В результате "добиться правды" становится делом крайне трудоемким и нервным, чем и пользуется большинство российских производителей, дилеров и продавцов. Количество выигранных простым потребителем судов можно пересчитать по пальцам.
В новом законе ключевым для автомобилистов стал пункт об ответственности производителей технически сложной продукции - к которой относится и автомобиль - за качество поставляемого товара. Кстати, понятие "дорогостоящий", присутствовавшее в прошлой редакции, теперь отсутствует как класс.
Сейчас заставить автосалон заменить машину можно лишь в случае обнаружения "существенных недостатков", то есть таких, которые "делают недопустимым использование товара в соответствии с его целевым назначением". В остальном придется обращаться в сервисцентр и ездить на метро пока машина стоит в ремонте.
С 11 декабря новоиспеченный владелец в течение 15 дней вправе вернуть машину при обнаружении в ней недостатков, гласит обновленный закон. Опять же в законе не указано, какого масштаба недостатки обязан принять продавец. Фактически это может означать, что если в новеньком BMW через неделю сломалась правая петля бардачка или один "дворник" отстает от другого, владелец вправе потребовать от автосалона замены машины на новую либо возмещения уплаченной стоимости авто. Если владелец передумал ездить на BMW, он вправе потребовать предоставить ему новый Mercedes с учетом перерасчета стоимости покупки.
В новом законе ключевым для автомобилистов стал пункт об ответственности производителей технически сложной продукции
Попытка вернуть машину в салон со словами: "Не гармонирует с цветом новых туфель", - обернется провалом. В законе речь идет лишь о производственных недостатках купленного авто.
В случае спора о причинах возникновения недостатков продавец обязан провести экспертизу за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение в суде.
Новый закон, опубликованный в "Российской газете", также предусматривает новые правила устранения недостатков автомобиля.
Если срок устранения недостатков не определен в письменной форме, он должен занимать минимальное время, объективно необходимое для этого с учетом обычно применяемого способа. Срок, согласованный в письменной форме не должен превышать 45 дней.
Еще одним шагом в сторону потребителя стало внесение поправки относительно ответственности дилера за наличие необходимых для ремонта запчастей и оборудования. Теперь слова "запчасти застряли на границе" не являются основанием для задержки автомобиля.
Напомним также, что по закону дилер обязан предоставить на время ремонта "товар, обладающий этими же основными потребительскими свойствами".
В российских условиях дефицита и очередей на некоторые популярные марки авто сложно предсказать действие нового закона. Ведь если каждый недовольный покупатель будет через две недели возвращать новый "Форд" или "Фольксваген", кто-то в очереди так и не дождется свой автомобиль.
После принятия закона за покупателей новых авто остается только порадоваться, а вот дилеров – пожалеть. Почти бесправные до того покупатели теперь, скорее всего, будут пользоваться новыми поправками в полной мере.
ТЕМЫ
Москва дороги АвтоВАЗ Париж-2014 ММАС-2014 Lada ГИБДД новинки парковки штрафы тест-драйв ДТП Honda МКАД скорость BMW бензин Volkswagen Nissan Renault