В начале февраля Российский союз автостраховщиков (РСА) обнародовал итоги деятельности компаний-участников рынка за 2007 год, согласно которым выплаты впервые составили более половины от совокупных сборов.
Соотношение выплат и сборов – главная цифра для рынка ОСАГО. 77-процентный рубеж (когда выплаты по страховке составляют 77% от всех сборов) формально считается опасной зоной для компаний страховщиков. Это определяется тем, что в структуре тарифной ставки, утвержденной правительством по ОСАГО, 23% от сборов компании могут отводить на расходы на ведение дел, из которых 3% - отчисления в резервные фонды РСА, а 10% - плата агентам за продажу полисов. В 2007 году это соотношение составило 54%, в то время как в 2006 году – 49%.
Казалось бы, до 77% еще далеко, но страховщики бьют тревогу. По словам участников рынка, многие компании в регионах уже сейчас являются убыточными и будут пересматривать экономическую целесообразность присутствия на рынке ОСАГО. "Убыточность в ряде регионов у некоторых компаний уже приближается к 90-100%", - сообщает газета "Коммерсант".
В конце прошлого года в очередной раз прозвучало предположение о повышении тарифов по автогражданке. Вступление в силу новых поправок к закону об ОСАГО обещает ухудшить положение страховщиков. Увеличение выплат по страховым случаям плюс пени за просрочку выплат и оформление мелких аварий без участия ГИБДД приводятся в качестве аргументов для корректировки тарифов в сторону увеличения.
Западные компании могут составить конкуренцию российским страховщикам
Председатель Межрегиональной общественной организации автомобилистов "Свобода Выбора" Вячеслав Лысаков прокомментировал ситуацию корреспонденту Авто.Дней.Ру: "Компании-страховщики вовсе не агонизируют, а сидят с температурой 36,9. Сейчас можно говорить об убыточности мелких компаний, практически не составляющих конкуренцию крупным участникам рынка, которые явно выигрывают за счет многих факторов". По сведениям Лысакова в резервном фонде страховщиков накоплено достаточно средств для того, чтобы нормально существовать и работать на рынке. А вот выдвижение пени за просрочку страховых выплат в качестве аргумента для повышения тарифов – поистине уникальный случай.
Примечателен тот факт, что стоимость базового тарифа полиса ОСАГО почему-то привязана к мощности двигателя автомобиля. Наверное, чем мощнее двигатель, тем больше риск попасть в аварию, значит, и стоимость полиса следует повысить. Сомнительная зависимость. Если автовладелец ни разу не попал в аварию в течение года, то на следующий год стоимость полиса снизится на 3%. А вот если все-таки умудрился хотя бы раз въехать в бампер соседнего авто, в следующем году придется заплатить в 1,5 раза больше. Как соотносится снижение на 3% и увеличение в 1,5 раза, пояснять не приходится.
Помимо этого страховые компании зачастую занижают стоимость ущерба от ДТП. Об этом говорит не только председатель "Свободы Выбора", но и многие автомобилисты, пытавшиеся получить адекватную компенсацию.
Как сообщил Лысаков в последнее время наблюдается интерес к российскому рынку ОСАГО со стороны западных компаний. Говорить о том, станут ли они участниками рынка пока рано. Однако в случае если это произойдет, они могут составить серьезную конкуренцию российским компаниям.
ТЕМЫ
Москва дороги АвтоВАЗ Париж-2014 ММАС-2014 Lada ГИБДД новинки парковки штрафы тест-драйв ДТП Honda МКАД скорость BMW бензин Volkswagen Nissan Renault