Казахские автоинспекторы любят россиян

В конце апреля российские журналисты познакомились с новой моделью Ladaуниверсалом Kalina. Для презентации АвтоВАЗ решил подготовить не совсем обычный тест-драйв – ралли-рейд протяженностью более 1300 километров по дорогам Казахстана.

Караван из 10 универсалов Lada Kalina проехал через всю страну от новой столицы Астаны, расположенной в северной части Казахстана, до Алма-Аты, которая находится в предгорьях Тянь-Шаня. Практически весь маршрут пролегал по трассе М36. Мы встретили на своем пути цветущую степь, пустыню и горы, а также проехали через такие крупные города, как Темиртау и Караганда. Посередине маршрута была запланирована ночевка в юртах на берегу озера Балхаш.

Маршрут был проложен по самым разным типам дорог: грунту, пескам, каменистым трассам, разбитому асфальту, скоростным шоссе. Четыре спецучастка предусматривали ориентирование в пустынной местности, скоростной слалом по дну высохшего озера, движение на разных скоростях по пересеченной местности. На длительных перегонах между спецучастками мы смогли опробовать автомобиль на предельных режимах работы.

Таким образом, весь путь был разбит на несколько дорожных секций и спецучастков. На прохождение каждой дорожной секции отводилось определенное количество времени. Опоздание, а также опережение графика пенализировалось штрафными очками. Соответственно, задача была - выбрать оптимальную скорость, чтобы прибыть на каждый контрольный пункт вовремя. Навигация осуществлялась с помощью карт, легенд и GPS-приемников.

Ралли-рейд проходил по дорогам общего пользования, поэтому Правила дорожного движения никто не отменял. По сути, ПДД Казахстана аналогичны российским, однако штрафы в этой стране суровее. К примеру, за превышение скорости от 10 до 20 км/ч придется заплатить от 1 до 2 тысяч тенге (1000 тенге – около 200 рублей), от 20 до 40 км/ч – уже от 2 до 5 тысяч тенге или лишиться прав на срок от четырех до шести месяцев. Превышение скорости свыше 40 км/ч грозит вам штрафом от 5 до 10 тысяч тенге или лишением прав на срок от шести месяцев до одного года. Кстати, с обменом рублей, долларов или евро проблем нет.

За проезд на желтый сигнал светофора придется заплатить от 1 до 2 тысяч тенге. Выезд на полосу встречного движения грозит наказанием в виде денежного штрафа (2-5 тысяч тенге) или лишения прав на полгода. В крупных городах, особенно на въезде и выезде, установлены автоматические камеры, контролирующие скорость. О них предупреждают информационные щиты желтого цвета. Кроме того, можно нарваться и на "засаду", но на пути следования мы встретили автоинспекторов всего два-три раза.

АЗС в Казахстане: человек с парой канистр на обочине

Местные гаишники проявляют повышенный интерес к автомобилям с российскими номерами, соответственно, за любую провинность будут наказывать "по всей строгости закона". Если вы решили "заплатить штраф на месте", то нужно торговаться до последнего – дорожная полиция требует завышенные суммы. В любом случае будьте вежливы и приветливы во время разговора – казахи это любят.

Для нас были сделаны послабления. Госавтоинспекция была извещена о предстоящем ралли-рейде, поэтому стражи закона относились к нам лояльно. Стоило пару раз "бибикнуть", проезжая мимо поста, как люди в форме приветливо махали рукой. Для них мы были почетными гостями, милиционеры буквально бежали, чтобы пожать руку и расспросить о машине.

Астана поражает темпами строительства. Буквально за десять лет небольшой город превратился в столицу из стекла и бетона, оазис посреди пустынной степи. Во всем чувствуется стремление к роскоши и помпезности. Некоторые здания настолько огромны, что в них прорублены арки, по которым идут дороги. Постройки выполнены как в европейском, так и азиатском стиле.

Хотя наше знакомство с городом было коротким, поразило гостеприимство жителей. В Астане мы немного заблудились. Буквально через пару минут у нас образовался "проводник". Водитель Toyota Camry решил немного изменить свой маршрут и сопроводил нас до другого конца города, мельком показав достопримечательности столицы. Огромное ему спасибо!

Трасса из Астаны в Алма-Ату - это двухполосное шоссе с хорошим покрытием и небольшим количеством крутых поворотов – отличное место для проверки динамических характеристик автомобиля. Дорога тянется прямо, скрываясь лишь за холмами, между которыми образуются прострелы в несколько километров. Движение по трассе неинтенсивное, местное население ездит спокойно, а разрешенная скорость составляет 90 км/ч. Лишь где-то за 250 км до южной столицы качество асфальта заметно ухудшается.

Темиртау и Караганда – два крупных промышленных города. Вообще промзона в степи производит ужасающее впечатление – вдруг возвышаются десятки черных труб, из которых валит дым соответствующего цвета. Здесь расположены предприятия угольной промышленности, машиностроения и металлообработки. Вот приблизительно такой пейзаж можно встретить при подъезде к Темиртау.

Алма-Ата поразила отсутствием культуры у водителей

С придорожным сервисом в Казахстане туго. И если в пределах полусотни километров от крупных городов еще есть более или менее приличные АЗС и магазины, то на большем удалении заправка может быть обшарпанной палаткой с древней колонкой, и это в лучшем случае. Иногда заправка – это человек с парой канистр на обочине. Гарантировать качество бензина вам никто не сможет. Цены на топливо чуть ниже, чем в России. Есть проблемы и с автосервисом – их не так много по дороге, зато имеются эстакады, где вы можете самостоятельно устранить неисправность.

В районе озера Балхаш идет активная торговля рыбой. Здесь есть и вяленая, и копченая, и сырая – на любой вкус. Балхаш - одно из крупнейших полупресноводных озер в мире. В западной его части находится пресная вода, а в восточной – соленая. Здесь очень живописные берега с покатыми склонами. На одном из них нас ждал вкусный ужин из блюд казахской кухни и выступление народных исполнителей.

Степь поражает своей красотой и бескрайними просторами, однако человеку, привыкшему находиться среди деревьев, здесь будет не совсем привычно. Да и за целый день устаешь от такого пейзажа, к тому же от солнца некуда деться - постоянно слепит глаза. Темные очки будут нелишними.

Часто вдоль дороги можно увидеть землю, покрытую белой коркой, здесь происходит засоление почв. Значительная часть маршрута пролегала через пески Таукум к югу от озера Балхаш. Тут обитают стада верблюдов. А еще в полупустыне на холмах можно было встретить различные монументы и крупные камни. Скорее всего, это погребальные памятники, поставленные в далекие времена.

На протяжении всего маршрута нас сопровождал боевой "Камаз" команды LADA Sport, подготовленный для участия в серьезных ралли-рейдах, и экипаж технической поддержки. Потрясающее зрелище было, когда "Камаз" вздымал клубы пыли, мчась по песчаной степи. Так как мы находились недалеко от дороги, то пассажиры проезжающих мимо машин также могли лицезреть этого "монстра". Овации в виде приветственных гудков были обеспечены.

Под вечер второго дня мы добрались до Алма-Аты. Полупустыня вновь сменилась на степь, а уже километрах в пятидесяти от города стали встречаться деревья. В переводе с казахского "алма" означает "яблоко". И здесь действительно много яблоневых садов.

Настоящим шоком оказалось движение в городе. Наверное, хуже только в крупных городах ближневосточных стран. От аккуратной и размеренной езды, какая была на всем пути, не осталось и следа. На дорогах отсутствует разметка, водители пренебрегают указателями поворота и постоянно подрезают друг друга. Повернуть из крайнего ряда в противоположную сторону здесь в порядке вещей.

Кроме того, новичку здесь будет сложно ориентироваться – на домах не всегда присутствуют названия улиц. Только диву даешься, как автомобили умудряются разъехаться друг с другом. По словам местных жителей, в последнее время ситуация на дорогах улучшилась. Раньше на перекрестках доходило до мордобоя, когда два автомобиля не могли поделить дорогу.

Алма-Ата поразила большим количеством зеленых насаждений и чистотой. Ровные широкие улицы спрятались под кронами деревьев. К сожалению, у нас было совсем немного времени, чтобы осмотреть южную столицу Казахстана. Мы успели лишь посетить урочище Медео, где находится самый высокогорный комплекс для зимних видов спорта, спуститься по канатной дороге с горы Кок-Тюбе и сверху посмотреть на старый город.

Вот так и закончился наш трехдневный марафон. Конечно, за такое время не осмотришь достопримечательности города, а тем более целой страны. Но наши сроки были ограничены жестким графиком ралли-рейда и законами республики. В случае пребывания в Казахстане свыше пяти суток иностранцы должны обратиться для регистрации в органы внутренних дел. Хочется поблагодарить руководство АвтоВАЗа за продуманную организацию столь увлекательного и оригинального тест-драйва. Казахстан – действительно интересное место для путешествий на автомобиле, но чтобы увидеть все диковинные красоты страны, лучше отправиться туда на внедорожнике.

Дата 20 мая 2008