В Америке появилась "больная тройка"

В Детройте проходит Североамериканский международный автосалон – первая крупная выставка 2009 года и главное автомобильное мероприятие в США. Для "большой тройки" это самое важное событие – здесь подводят итоги проделанной работы, показывают новые серийные модели и концепты, делятся планами на будущее и внимательно следят за реакцией посетителей, которые уже завтра могут стать обладателями этих машин.

На фоне всех бед, пошатнувших автоиндустрию в 2008-м, и безрадостных перспектив по поводу следующих двенадцати месяцев в залах автосалона царит подавленное настроение. Американский автопром не знает, что делать в будущем. Журналисты уже успели c ехидcтвом переименовать "большую тройку" в "больную тройку". Детройт пошатывает. В прошлом месяце продажи машин упали на 30%, автопроизводители находятся на грани банкротства, а безработица приобретает небывалый размах, не говоря уже о том, что мэр "города моторов" попал в тюрьму за махинации, а городская команда заняла последнее место в чемпионате Национальной футбольной лиги.

Невзирая на гостеприимство автомобильной столицы США, попытки создать праздничную атмосферу и "вдохновляющие" планы по электрификации американского автопарка, все соглашаются с тем, что это самое мрачное мотор-шоу за последнее десятилетие. Автомобильный праздник, который в былые годы приносил радость и оптимизм, в ближайшее время может превратиться в поминки для когда-то бурно развивавшейся индустрии. Целый ряд компаний, среди которых оказались Ferrari, Honda, Infiniti, Land Rover, Mitsubishi, Nissan, Porsche, Rolls-Royce, Suzuki, отказался от участия в автосалоне, мотивируя тем, что есть более важные и эффективные мероприятия, на которые стоит потратить рекламный бюджет. Автопроизводители стали рассудительнее и осторожнее и больше не разбрасываютcя долларами налево и направо.

Детройтский автосалон смотрится самым настоящим пиром во время чумы

Невероятно, но факт: в стремлении сэкономить организаторы выставки решили отказаться от коврового покрытия. Машины стоят прямо на деревянных и цементных полах, и это беспрецедентный случай в истории международных автовыставок в Америке. В предыдущие годы салон в Детройте приносил своим устроителям до 580 миллионов долларов, доход от нынешнего мероприятия может не дотянуть и до 350 миллионов.

Джордж Петерсон, президент калифорнийской компании по изучению рынка и консалтингу AutoPacific, заявил, что американская индустрия автомобильного "шоу-бизнеса" отступила лет эдак на двадцать с лишним назад, когда Детройтский автосалон еще не был главным автомобильным событием США. Да и сегодня "целевая аудитория" у выставки другая, нежели обычно – американский автопром будет играть на публику из Вашингтона. Без сомнения, Конгресс, бросивший "спасательный круг" GM и Chrysler, будет внимательно следить, как и на что потрачены денежки налогоплательщиков, пишет The New York Times.

Доля автомобильного рынка США, занимаемая Chrysler, Ford и GM вместе взятыми, упала с 51% в 2007 году до 47,5 % в 2008-ом - это первый случай, когда "Детройтская тройка" получила меньше 50 процентов. Японские и азиатские бренды смогли отвоевать 44,6 процентов продаж, а европейцам досталось лишь 7,8 процентов. Тем не менее, многие из так называемых зарубежных производителей, например, Toyota, Nissan, Honda, Mercedes-Benz, BMW и Hyundai производят значительное количество автомобильной техники в США, Канаде и Мексике. В некотором смысле, они тоже являются частью американской автоиндустрии и на них также отражаются все негативные последствия экономического кризиса – вот реальность нынешней выставки. Продолжающийся спад продаж заставил компании поумерить свой пыл и приостановить "бомбометание" рынка новыми моделями. Сейчас перед автопроизводителями стоит важная и трудная задача - привлечь внимание конкретного потребителя и заставить не проходить мимо шоу-румов дилеров.

У Chrysler нет свежих моделей, готовых к выходу на рынок

Тем не менее, на выставке официальные представители автомобильных марок пытались худо-бедно привнести оптимизм. General Motors, чьи продажи в Америке упали на 22 процента в прошлом году, представил новый седан Buick Lacrosse, а также два кроссовера Chevrolet Equinox и Cadillac SRX. Также стало известно, что в модельной линейке Chevrolet к 2011 году добавится два автомобиля: миникар и семиместный кроссовер.

Руководители GM заверили, что эти автомобили разрабатывались еще задолго до того момента, когда компания попала в тяжелое положение, заставившее искать помощи у правительства. "Все затраты на разработку и производство новых моделей были осуществлены еще очень давно", - сказал Роберт Лутц, заместитель председателя совета директоров General Motors по развитию. Разработка новой модели обычно требует три или четыре года – расходы GM были сделаны еще тогда, когда американцы покупали 16 миллионов автомобилей в год. Автопроизводители и аналитики полагают, что объем продаж в 2009 году упадет с нынешних 13,2 миллионов автомобилей до 10,5 миллионов. В таких условиях свежим серийным новинкам будет тяжело куда-либо пробиться, а ведь самое важное время – это момент выхода в свет. Значит, деньги будут потрачены зря и встает вопрос о сворачивании программы выпуска.

"Проблема заключается в том, что нельзя начинать и прекращать разработку продукта, в зависимости от колебаний рынка", - говорит Дэвид Кол, председатель Центра автомобильных исследований в Анн-Арборе, Мичиган. В случае если GM сэкономит на новых моделях, это будет противоречить тем соглашениям, под которые правительство выделило 13,4 миллиарда долларов. "Джиэмовцы" надеются, что седан Lacrosse и два кроссовера Equinox и SRX будут продаваться без дополнительного финансового стимулирования и позволят повысить доходы компании.

В Детройте сегодня непопулярны модели, которые исповедуют психологию мачо, прославляют чрезмерную мощь и агрессивный стиль, хотя Ford решил пустить пыль в глаза, показав 540-сильную версию "Мустанга". Но все же главными экспонатами его павильона стали гибридный седан Fusion, кроссовер Lincoln MKT и полноразмерный седан Taurus.

Новое поколение Taurus будет продаваться с лета 2009 года. Это на целых 12 месяцев раньше запланированного срока. Руководство концерна уже сейчас называет эту модель своим будущим флагманом. Многочисленные технические доработки должны убедить покупателей и помочь "Форду" справиться с кризисом продаж. Но вместе с усыханием рынка, Ford не возлагает больших надежд на Taurus. Да, он был самым популярным американским автомобилем в начале 1990-х, но затем почетное место пришлось уступить таким "японцам" как Toyota Camry и Honda Accord. "Мы не ожидаем, что продажи Taurus превысят 400 тысяч экземпляров, для нас это максимум", говорит Марк Филдс, президент американского подразделения Ford.

И совсем небольшую экспозицию представил Chrysler, который закончил год падением продаж на 30 процентов. Два самых ярких автомобиля на его стенде – это концептуальный гибридный седан Chrysler 200C EV Concept и купе на электротяге Dodge Circuit EV, созданное на базе Lotus Europa. "Крайслер" недавно получил займ в 4 миллиарда долларов от правительства для того, чтобы быть "на плаву" до марта. Президент компании Роберт Нарделли заявил, что Chrysler рассчитывал на большую помощь со стороны правительства, которая позволила бы завершить процесс реорганизации.

Несмотря на то, что компания показала несколько перспективных электрических разработок, у Chrysler нет моделей, готовых к выходу на рынок. Тем не менее, мистер Нарделли заверил, что новые автомобили появятся в 2010 году и что его компания доживет до этого времени.

Дата 15 января 2009