В далеком 1937 году в немецком Штутгарте молодой человек приобрел небольшой участок земли. Звали его Фердинанд, а друзья называли Ферри Порше. В этом месте сейчас производят одни из самых быстрых серийных автомобилей мира. Своими впечатлениями от завода делится корреспондент Дней.Ру Дмитрий Шутов.
Завод в Цуффенхаузене (так называется этот район Штутгарта) разделен на несколько участков. Для посетителей доступны три из них: основной конвейер, кожевенная мастерская и цех сборки двигателей. На основном производстве трудятся 3800 сотрудников, еще тысяча человек заняты работой на складах и в офисах Порше-Цуффенхаузен. Завод занимает сравнительно небольшую площадь в 170 тысяч квадратных метров.
Уместить огромное автомобильное производство на таком небольшом пространстве, практически в центре города, инженерам и архитекторам удалось очень просто: они начали строить завод не в ширину, а в высоту. Основной конвейер, например, занимает два этажа, и сборка производится сначала на втором этаже, а потом весь процесс перемещается на первый этаж, причем кузова специально поворачиваются на 180 градусов, чтобы собираемый автомобиль двигался передней частью вперед. Как нам пояснили, это не суеверие - так привычнее и удобнее рабочим.
Опрос, проведенный на сайте крупного немецкого издания Automobilwoche, показал, что работа в компании Porsche считается наиболее престижной среди работников автопрома Германии. И это неслучайно: руководство Porsche часто идет навстречу рабочему коллективу. Так, например, в 1960-х годах профсоюзный лидер Франц Штейнкюлер добился паузы в работе конвейера на пять минут каждый час, чтобы в этот момент рабочие могли отдохнуть. С тех пор этот перерыв имеет название пауза Штейнкюлера. Да и заработная плата выше в среднем на 10%-15%, чем требует профсоюз.
С конвейера каждые пять с половиной минут выходят автомобили известной серии Porsche 911, это модели Targa, Carrera, GT2 и созданная специально для гонок модель Porsche 911 GT3 с усиленными дугами безопасности, а также кабриолет Porsсhe Boxster. Интересно, что гоночные автомобили собираются на той же производственной линии, что и серийные. Ежедневно завод покидает 140 машин. Их уже ждут новые хозяева, ведь все автомобили собраны по предварительному заказу.
Завод Porsche считается наиболее престижным местом работы в автопроме Германии
Но это потом, а пока сваренный и окрашенный кузов поступает на первый этаж основного конвейера, где с него снимают двери, чтобы они не мешали при монтаже оборудования и поднимают на второй. Запасные части, а так же необходимый инструмент, соответствующие каждой конкретной собираемой модели, поступают к рабочему только в момент сборки. Для этого по заводу постоянно снуют роботизированные тележки без водителей, везущие детали для конкретного авто. Это инженерное решение избавляет от необходимости хранить комплектующие на полу сборочного цеха. Например, при сборке кокпита согласно индивидуальному заказу поступает навигационное оборудование, уже настроенное на конкретную страну. Да и сами детали кокпита согласно пожеланиям клиента обтянуты кожей нужного цвета.
О коже – разговор особый. Вариантов комплектаций обивки только по цвету более 2800. На самом деле, трудно представить себе деталь, которую бы не смогли обтянуть кожей, Ну разве что стрелки приборов на кокпите. Различные переключатели, вентиляционные решетки, кожаные тумблеры – это только малая часть из того, что можно покрыть кожей.
Хорошо выделанная кожа помещается на стол с роликовым транспортером. Специальная камера фиксирует форму шкуры животного, после чего специалист с помощью специальной мышки заносит в компьютер все бракованные места, например, дырочки от укусов насекомых, шероховатости и пятна. После окончания смены этому человеку запрещено выходить на эту работу в течение пяти дней. Но он может работать по совместительству, например, на режущем кожу столе, куда и поступает шкура после сканирования брака. С помощью компьютера на ней размещаются выкройки необходимых элементов обшивки, и тонкой струей воды под давлением 3000 атмосфер шкура разрезается на заготовки. Дальше в швейной мастерской кожей обтягиваются детали кокпита и интерьера. Главный шов кокпита, который находится над подушкой безопасности, делается таким образом, чтобы он мог легко порваться в случае аварии. Под него зашивается сертификат качества данного шва. Так что при срабатывании подушек вы получаете также и гарантийный талон.
Детали для каждого автомобиля на заводе перевозит отдельная роботизированная тележка
Все производство на основном конвейере ручное. Здесь находится всего один робот, который монтирует лобовое и заднее стекла. За его отточенной работой можно было бы наблюдать часами. Его движения выверены и безупречны. Лазеры замеряют погрешность при установке стекол. Погрешность не может составлять более 0,5 миллиметра.
После установки кокпита и стекол кузов опускают на первый этаж, где происходит дальнейший монтаж оборудования и таинство под названием "свадьба". Это момент встречи еще бездыханного кузова с силовой установкой и шасси. С этой секунды у автомобиля появляется сердце, и он впервые становится на колеса.
Двигатели собирают в соседнем цеху. Стоит отметить, что здесь собираются силовые установки для всех моделей, а не только для серии 911 и Boxster. Двигатели для моделей Cayenne и Panamera отправляются по железной дороге в Лейпциг, на вторую сборочную линию.
Моторный цех состоит из трех частей: сборка, тестирование и испытательный стенд. Заранее подготовленные компоненты поставляются на сборочную линию в тележках-роботах. Рабочие вручную собирают все агрегаты в единый блок весом более 200 килограммов. Затем двигатель нагревают до рабочей температуры и подвергают полному циклу испытаний. Информация из 220 параметров собирается в ходе испытаний в течение пяти минут. Это гарантирует долгую и точную работу двигателей, дающих жизнь знаменитым автомобилям.
После "свадьбы" почти готовые к старту машины поступают на окончательную сборку. Здесь на них устанавливают двери, у кабриолетов монтируют оборудование для мягкой крыши, заправляют топливные баки и емкости соответствующими жидкостями. Производится контроль всех систем, коррекция фар, проверка навигационной системы и испытание шумоизоляции на роликовом стенде, имитирующем разнородное дорожное покрытие. Здесь же проверяют тормозную систему, выбросы в атмосферу, подвеску. На этом стенде каждый автомобиль проходит от нулевой отметки 5-6 километров. После этих испытаний проходит еще одна проверка – на герметичность салона, затем машину поднимают и тщательно проверяют качество соединений, надежность крепления болтов, герметичность всех трубопроводов и шлангов. Некоторые из них отправляются для дополнительных испытаний на тестовый полигон Porsche, где проезжают еще около 17 километров. Этот момент теперь и можно назвать моментом рождения великолепного автомобиля.
Уже уходя с завода, увидели табличку со стрелкой-указателем Guestcasino. Но каково же было наше разочарование, что вместо розыгрыша автомобилей для гостей это оказалось всего лишь столовой для сотрудников. Эта грустная нотка была тут же забыта под впечатлением от посещения музея Porsche. Но это другая история…
Благодарим российское представительство компании Porsche за организацию экскурсии.
ТЕМЫ
Париж-2014 АвтоВАЗ тест-драйв парковка Lada ГИБДД Opel АМПП штрафы Mercedes-Benz BMW Nissan Pulsar ГЛОНАСС Москва Honda Civic Jaguar XJ авторынок seat