Узбеки разочаровали АвтоВАЗ

АвтоВАЗ намерен добиваться ограничения импорта автомобилей корейской марки Daewoo в Россию. Руководство Волжского автозавода обвиняет Узбекистан, где осуществляется сборка моделей Daewoo, в искусственном ограничении импорта российских автомобилей. Сейчас в Россию из Узбекистана ввозится около 100 тысяч автомобилей в год.

В распоряжении газеты "Коммерсант" оказалась копия письма президента АвтоВАЗа Бориса Алешина на имя заместителя министра экономики Андрея Клепача. Руководитель автозавода пишет, что АвтоВАЗ столкнулся в Узбекистане "с рядом проблем, препятствующих налаживанию взаимной торговли между двумя странами". Основная заключается в том, что банки Узбекистана регулярно на несколько месяцев задерживают конвертацию местной валюты (сум) в доллары или рубли. В результате узбекский импортер автомобилей Lada не может расплатиться с АвтоВАЗом за поставленные машины, что фактически означает остановку их ввоза в страну. Борис Алешин называет задержки "торговым барьером" и просит чиновника "в максимально короткий срок" помочь решить проблему.

В пресс-службе АвтоВАЗа подтвердили подлинность письма и подчеркнули, что проблема, обозначенная господином Алешиным, "актуальна для всех российских автопроизводителей". В компании Sollers, которая экспортирует в Узбекистан модели Ульяновского автозавода, подтвердили, что импортеры УАЗа также сталкивались с отказом узбекских банков конвертировать валюту. В "Соллерсе" тоже считают, что вопрос "необходимо решать на государственном уровне". В компании "Восток Лада плюс", которая импортирует автомобили "Лада" в Узбекистан сказали, что узбекские банки отказывают в конвертации, ссылаясь на устное указание республиканского ЦБ.

Эта проблема уже поднималась на заседании межправительственной комиссии России и Узбекистана в середине января, российскую делегацию возглавлял вице-премьер Сергей Иванов. В российском Министерстве экономического развития "Коммерсанту" также подтвердили, что получили письмо Бориса Алешина и "позицию АвтоВАЗа поддерживают".

Если Россия не сможет убедить Узбекистан снять ограничения на импорт автомобилей в республику, АвтоВАЗ попросит министерства ввести ответные ограничения на импорт автомобилей Daewoo из Узбекистана в Россию, говорит один из топ-менеджеров завода. Пошлины на импорт в Россию новых иномарок недавно были повышены с 25 до 30%, но на импорт Daewoo они не распространяются, поскольку между Россией и Узбекистаном действует соглашение о свободной торговле.

В российском офисе "УзДэуАвто" перспективу ужесточения импорта Daewoo в Россию не комментировали. В компании отметили лишь, что в 2008 году импорт автомобилей в Узбекистан вырос в полтора раза и "85% импорта составила продукция АвтоВАЗа". "Вряд ли это свидетельствует о применении каких-то ограничительных мер",— подчеркнули в компании.

Дата 11 апреля 2009