Накануне Дня Победы в нижегородском Кремле установлен памятник легендарной "полуторке" ГАЗ-ММВ времен Великой Отечественной войны – подарок жителям от Горьковского автозавода. Установке памятника предшествовала большая работа по поиску хорошо сохранившихся автомобилей ГАЗ-АА/ММ, находящихся во владении частных лиц, в различных регионах России. В результате была выбрана пригодная для реставрации "полуторка" из Красноярского края, на ходу, выпуска 1941 года.
Автомобиль доставили в производство спецтехники ГАЗа, полностью разобрали, после чего каждая деталь прошла процесс тщательной реставрации. В ходе работ специалистам автозавода удалось полностью восстановить грузовик из оригинальных деталей, кроме кузова, который в целях придания дополнительной прочности выполнен заново из металлических компонентов. Также был укреплен каркас кабины. Окна толщиной 25 мм изготовлены из оргстекла, что позволяет рассмотреть весь интерьер кабины вплоть до ключа в замке зажигания. На дверцы нанесены номера, соответствующие маркировке военных автомобилей времен Великой отечественной войны, сообщает пресс-служба "Группы ГАЗ".
Глядя на этот грузовик сейчас, диву даешься, как люди могли управлять им: в этом автомобиле нет усилителя руля и тормозов, нет синхронизаторов в коробке передач и отопителя - отсутствуют примитивные механизмы, которые все давно привыкли видеть в машине. А, между прочим, этим грузовикам многие фронтовики обязаны жизнью. Эти машины делали историю.
"Полуторка" – так ласково шоферы прозвали грузовик ГАЗ-АА, который мог взять на борт полторы тонны - самый массовый автомобиль середины 30-х годов в нашей стране. Стоит упомянуть, что конструкция ГАЗ-АА базируется на автомобиле Ford-AA образца 1929 года. Именно этому грузовику суждено было стать "первенцем" тогда еще совсем нового автозавода в Нижнем Новгороде: 29 января 1932 года в 19 часов 15 минут первые 25 машин ГАЗ-АА, изготовленные из американских машинокомлпектов, сошли с конвейера. Полностью из советских комплектующих ГАЗ-АА собирался лишь со следующего года. В первое время на машину устанавливали кабину из дерева и прессованного картона, а с 1934 года грузовик получил металлическую кабину с дерматиновой крышей. В 1938 году ГАЗ-АА подвергся небольшой модернизации и получил новый индекс ММ.
Не забудут подвиг водителей, работавших на "Дороге жизни"
Как пишет в своей книге "Автомобили России и СССР" известный российский автомобильный историк Лев Шугуров, конструкция автомобиля была простой и надежной: он оснащался несложным четырехцилиндровым нижнеклапанным двигателем объемом 3,2 л, четырехступенчатой коробкой передач, скудным набором электрооборудования, а подача топлива осуществлялась самотеком. К стальной штампованной раме передняя и задняя оси присоединялись через рессоры. Оперение кабины унифицировано с легковым автомобилем ГАЗ-А. Благодаря низкой степени сжатия (4,25:1) неприхотливые двигатели ГАЗ-АА в теплое время года могли эксплуатироваться на низких сортах топлива, включая лигроин и керосин, а также промышленных смазочных маслах. Низким ресурсом отличались дефицитные стартер с аккумулятором, поэтому в реальной эксплуатации автомобиль заводили "кривым стартером", то есть ручкой. Имелся ножной колодочный тормоз и ручной ленточный.
Дорожный просвет автомобиля составлял 200 мм, что вкупе с большими по наружному диаметру шинами (840 мм) позволяло уверенно двигаться по грунтовым и лесным дорогам. Без нагрузки масса ГАЗ-АА составляла 1750 кг, а с полной нагрузкой – порядка 3000 кг. На шоссе грузовик мог развивать порядочную скорость – практически 70 км/ч. Средний расход топлива был на уровне 19,5 л бензина на 100 км пути. Все различия между ГАЗ-АА и ММ свелись к более мощному 50-сильному двигателю, усиленной подвеске, новому рулевому управлению, новому буксирному устройству и креплению запасного колеса. Внешне они были идентичны. "Полуторка" часто эксплуатировалась со значительным перегрузом, однако, продолжала верно служить.
После начала Великой Отечественной войны вся тяжесть обеспечения действующей армии грузовиками осенью 1941 года - и так продолжалось до середины 1942 года - легла на Горьковский автомобильный завод, который наряду с другой военной техникой давал фронту свои "полуторки". Из-за недостатка стали и ряда комплектующих, завод перешел на выпуск упрощенного военного грузовика ГАЗ-ММВ. От довоенной модели он отличался кабиной с брезентовым верхом и боковинами и сварными крыльями, на которых устанавливали одну фару с водительской стороны. На передних колесах отсутствовали тормоза. Боковые борта кузова не откидывались. В 1943 году машина получила деревянную кабину, позже – вторую фару и уже после войны – передние тормоза.
За рулем "полуторок" водители-герои ехали по "Дороге жизни". Вдумайтесь в эти цифры: более 40 миллионов километров наездили газовские "полуторки" только в 1941 году по льду Ладожского озера, эвакуировали более полумиллиона людей, доставили более 271 тысяч тонн продовольствия и фуража, 32 тысячи тонн боеприпасов и вооружения, 35 тысяч тонн горючесмазочных веществ, 23 тысячи тонн угля! Без них вряд ли была бы столь стойкой и долгой оборона северной столицы. Мобильность этого вида транспорта позволяла осуществлять быструю доставку и перевозку войск, боеприпасов, вооружения, продовольствия и обмундирования, эвакуацию раненых, а также поврежденной военной техники.
"Полуторка" выпускалась до 1949 года, всего было выпущено около миллиона автомобилей. Грузовики ГАЗ-АА на протяжении почти трех десятков лет безотказно служили во всех отраслях народного хозяйства, войдя в народную память как простые и надежные машины.
ТЕМЫ
Москва дороги АвтоВАЗ ММАС-2014 Lada ГИБДД Париж-2014 парковки штрафы тест-драйв ДТП МКАД новинки Honda скорость BMW бензин Nissan Renault ОСАГО