Как ездить в гололед на переднем приводе

Зимой опасность попасть в ДТП резко возрастает. Играют роль погодные условия, состояние дорог и другие факторы, но главная причина заключается в том, что многие водители не могут вовремя спрогнозировать развитие экстренной ситуации и, более того, сами провоцируют их ежедневно, так как попросту не понимают, что происходит с автомобилем в данный момент. В обычных автошколах, к сожалению, этому не учат.

Дни.Ру побывали на очередной сессии Академии спортивного вождения Mazda, где известный автогонщик Олег Кесельман делился навыками безопасного вождения на скользкой дороге. Напомним, что приблизительно год назад мы уже участвовали в подобном мероприятии, но тогда курс включал в себя езду на кроссовере с полным приводом, а в этот раз речь пойдет об особенностях управления переднеприводным автомобилем. Тем не менее, советуем читателям просмотреть предыдущий материал, ибо некоторые знания помогут и здесь. В этой же статье и видеосюжете мы постараемся передать вам часть контраварийного курса.

Зимний курс включает в себя теорию и три часа езды, которые разделены на три части: отработка двух упражнений, имитирующих избыточную и недостаточную поворачиваемость автомобиля, а также езду по спортивной ледяной трассе. Все три часа проходят с отключенной системой стабилизации. Существует мнение, что водителю при наличии системы стабилизации не обязательно уметь хорошо управлять автомобилем, мол, электроника все сделает за него сама. Это не совсем верно, ведь законы физики никто не отменял. Если полуторатонный автомобиль едет с привычной скоростью в 100 км/ч по скользкому покрытию, то не факт, что электроника сможет помочь вам при выполнении тех или иных маневров. Нужно заранее подготовиться, куда и как вы повернете, какую педаль нажмете и когда.

Одна из особенностей управления автомобилем зимой на скользком покрытии заключается в том, что время реакции на действия водителя возрастает, поэтому все нужно делать загодя.

Вот пример типичной ошибки, которую можно совершить на скользкой дороге. Автомобиль движется по прямой, затем вам нужно резко изменить направление движения, допустим, повернуть налево. Водитель поворачивает руль на слишком большой угол. Скорее всего, в этот момент у автомобиля произойдет проскальзывание передней оси, и он начнет "плужить". Вместо того чтобы повернуть налево, машина с сильно вывернутыми колесами уйдет прямо, наружу поворота. Налицо недостаточная поворачиваемость. Что сделает неопытный водитель? Он еще довернет руль в сторону поворота и тем самым еще больше усугубит ситуацию. Поэтому особенно опасны правые повороты – в этом случае неизбежен выезд на встречную полосу. Второй вариант развития ситуации заключается в том, что сначала машина долго скользит передней осью, перекручен руль, колеса сильно вывернуты, но в какой-то момент колеса все же цепляются за дорогу, и плужение резко сменяется на занос задней оси. Машину тут же начинает разворачивать.

Надо привыкнуть к тому, что в любых ситуациях, особенно на льду, первое движение рулем для объезда препятствия должно быть плавным и на небольшой угол. Поначалу машина может вас не слушаться - ей нужно время. Главное, не перекручивайте руль в этот момент. Вторая особенность заключается в том, что повороты нужно проходить под сброс газа. Как известно, водитель должен уметь правильно работать не только рулем, но и газом, то есть управлять машиной с помощью перераспределения веса.

Напомним, что у переднеприводного автомобиля мотор расположен спереди (почти всегда), а передние колеса являются не только управляемыми, но и ведущими. Поэтому они часто бывают перегруженными. Если на сухом асфальте тяжелая передняя часть машины не способствует быстрому прохождению поворотов, то на льду ситуация несколько иная, мы гонимся не за скоростью, а за устойчивостью. Чем уже шины, чем больше вес, тем лучше автомобиль держится за лед. Нужно прижать передние колеса к поверхности, чтобы сцепление с покрытием было более эффективным. Это делается сбросом газа.

Как только вы сбросили газ, у вас увеличивается нагрузка на передние колеса, и вы можете объехать препятствие небольшим поворотом руля. При разгоне вы, естественно, добавляете газ, у вас идет обратное перераспределение веса на заднюю ось. Этим нужно умело пользоваться. Однако помните, что если под сброс газа у вас резко увеличивается нагрузка на передних колесах, то она настолько же уменьшится на задних колесах. В этот момент как раз может возникнуть снос задней оси, к которому нужно быть готовым.

Для отработки этих навыков используются два упражнения. Первое – это скоростная змейка, которая как раз рассчитана на борьбу с недостаточной поворачиваемостью. Олег Кесельман и его кллеги по Академии Mazda учат, как ловить динамический баланс, загружая попеременно переднюю и заднюю оси. Второе упражнение – более сложное, это змейка с разнесенными конусами, на которой отрабатываются навыки борьбы с заносами. Для этого подготовлены два "испорченных" автомобиля Mazda3: у них изменена геометрия задних подвесок, нарушены углы установки колес, а на задней оси установлены перекачанные летние шины, за счет чего машина начинает страдать избыточной поворачиваемостью. Любое резкое или значительное движение рулем провоцирует занос задней оси, который надо корректировать. Весьма нелегкое упражнение, наглядно иллюстрирующее, насколько может быть коварен передний привод при неумелом вождении. Объехать даже пять конусов на малой скорости без заноса и последующего разворота – непростая задача.

Последнее упражнение – это езда по заледенелой грунтовой трассе с поворотами разной крутизны, следующих друг за другом, своего рода гигантская змейка с несколькими разворотами, где практически нет прямых участков. Тут отрабатываются все те навыки, которые были приобретены на двух предшествовавших упражнениях. На разворотах можно попробовать прием, который позволит лучше понять поведение машины: когда вы едете по дуге на нормальном сбалансированном автомобиле, то при сбросе газа машина пойдет по меньшему радиусу, рисуя более крутую траекторию прохождения поворота. Если же наоборот прибавить газу, то автомобиль начнет распрямлять траекторию, двигаясь по более пологой линии. И, конечно же, важно найти точки оптимального входа и выхода из поворота. Но на бумаге этого не объяснишь, нужна практика, а лучше - профессиональная тренировка.

И вот еще пара советов для более уверенной и безаварийной езды зимой: обязательно держите большую дистанцию до впередиидущего транспортного средства, а также не превышайте скорость на входе в поворот. Если зайти в него помедленнее, то можно прибавить скорость на выходе.

Дата 18 февраля 2010

ОПРОС

Поддерживаете ли вы платные дороги?
  • Поддерживаю
  • Не поддерживаю
  • Мне все равно