автономера
По дорогам Китая ездят более 140 миллионов машин. Для почти полуторамиллиардного населения это совсем немного, в Европе соотношение машин и людей выше в разы. А значит, у Китая есть время, чтобы попытаться заранее понять, как решать надвигающуюся проблему пробок и загрязнения воздуха. Правда, времени не так много: за год автопарк в стране увеличивается на 20-22 миллионов автомобилей.
Очевидный способ сдержать рост количества автомобилей в городах – ограничить возможность их покупки. Учитывая, что машины необходимо регистрировать, проще всего выдавать покупателям столько номеров, сколько сочтет нужным местная власть, а автомобили с номерами из других регионов пускать в город только за деньги или не пускать на самые загруженные магистрали вовсе. Вопрос лишь в организации процесса: желающих приобрести дефицитный номер будет намного больше, чем самих номеров. Вариантов, по большому счету, три: создать очередь и выдавать знаки тем, кто раньше в нее встал, разыгрывать номера в лотерею или продавать их за деньги.
На сегодняшний день в Китае шесть городов установили ограничения на выдачу номерных знаков. Первопроходцем в этом деле стал Шанхай, который ввел аукционную систему продажи автомобильных номерных знаков еще в 1986 году, правда, тогда она не была востребована в силу бедности населения и низкого спроса на машины. За прошедшие годы система торгов много раз менялась: власти набивали шишки в борьбе со спекулянтами и коррупционерами, вводили ограничения для иногородних, создавали компьютерную инфраструктуру, меняли количество продаваемых номеров, предлагали преференции покупателям отечественных машин – и отказывались от преференций. В более-менее нынешнем виде аукционная система существует с 2008 года.
В 2011 году, власти столицы страны Пекина поняли, что не справляются с наплывом автомобилей, число которых в городе приблизилось к пяти миллионам. Но они решили пойти более "справедливым" путем – распределять ограниченный ресурс через ежемесячную лотерею. Сначала власти разыгрывали 250 000 номеров в год, но с 2014 года снизили это число до 150 000. Спрос же тем временем продолжал расти. В результате, если в 2011 году номер получал один участник лотереи из десяти, то к весне 2014 года соотношение достигло уровня 1:150.
Способ проведения аукциона за последние годы менялся несколько раз: если в самом начале он проходил в виде "живых" торгов в специальном зале, то сейчас ставки делаются через Интернет. Нынешняя формула была введена в 2008 году и с тех пор почти не менялась, пишет Gigamir.net.
Все начинается с внесения на счет аукциона безвозвратного взноса в 2000 юаней (320 долларов), в обмен на который будущий участник торгов получает код доступа в систему. Сам аукцион проходит в каждую третью субботу месяца. Процедура состоит из двух шагов. Сначала все участники должны сделать первую ставку. После этого электронная система определяет цену отсечения, с которой должно согласиться достаточное количество участников. На втором этапе участники могут сделать еще одну или две ставки в небольшом диапазоне вокруг назначенной цены. При этом те, кто еще на первом этапе сделал более высокую ставку, могут ее оставить (и гарантированно получить табличку с номером) или снизить до разрешенного коридора. В случае, если количество ставок на втором этапе превысит количество номеров, победители определяются, исходя из времени второй ставки: чем раньше – тем лучше.
В реальности, учитывая огромный спрос на номера, все "соревнование" сводится к тому, кто быстрее сделает ставку в районе верхней границы коридора на втором этапе. Это не так просто, как может показаться. Дело в том, что организаторы аукциона не хотят, чтобы в торгах участвовали "роботы", поэтому процесс специально усложняется: людям надо ввести три или четыре специальных кода, что занимает некоторое время и требует особой ловкости пальцев.
Шанхайские автомобильные номера часто называют самым дорогим куском железа в мире. В 2002 году – в начале продолжающегося до сих пор периода роста цены – металлическая пластинка с номером обходилась покупателям примерно в 15 000 юаней (1800 долларов). В то время аукцион проходил по простой схеме: все участники в закрытом режиме делали свою ставку, после чего несколько тысяч лучших предложений удовлетворялись. Заранее предсказать цену отсечки при такой схеме крайне сложно, поэтому покупатели были вынуждены делать завышенные ставки, с каждым месяцем поднимая их все выше и выше.
Исторического максимума стоимость шанхайского номерного знака достигла в марте 2013 года. "Счастливчики", победившие в аукционе, в среднем выложили по 91 898 юаней (14800 долларов или более полумиллиона рублей). На такие деньги можно купить пару дешевых китайских машин, еще и сдача останется. Несмотря на запредельные цены, на каждого победителя тогда пришлось почти двое проигравших.
ТЕМЫ
дороги Москва АвтоВАЗ ММАС-2014 ГИБДД Lada Париж-2014 штрафы парковки тест-драйв ДТП новинки Honda МКАД Renault BMW Пробки Opel парковка автошколы