видео
Интервью с создателями беспилотных КамАЗов

Разработка автономных автомобилей стала одной из основных задач современных производителей.

Работу над этим направлением ведут Audi, BMW, Ford, Lexus, Volkswagen, Volvo, Renault, Nissan, Mercedes-Benz, Cadillac, Toyota, Honda и Tesla. Кроме того, над автономным управлением работают специалисты из Google и китайской компании Baidu.

Российские производители также ведут разработки беспилотных автомобилей. Первым новые технологии получит грузовик КамАЗ. Недавно в распоряжении АвтоДней.Ру оказалось первое видео с испытаний.

О том, на каком этапе находится развитие проекта, технологии беспилотников, чего ждать и как это будет работать, рассказывает генеральный директор компании ОАО "ВИСТ Групп" Дмитрий Владимиров.

На каком этапе развития сейчас находится развитие беспилотных технологий, как в мире, так и в России?

Прежде всего хочу отметить что, использование беспилотных технологий в различных сферах жизни – это безусловный приоритет в разработках многих технологических и инновационных компаний. Сегодня дальше всего в этом направлении продвинулись наши коллеги из США, как мы знаем в этом году на дорогах штата Невада разрешено появление беспилотных грузовиков компании Daimler, корпорация Google активно тестируют свои технологии на дорогах Калифорнии, не всегда эти тесты проходят без происшествий, но будущее у этих технологий безусловно есть. В России – подобными разработками, как мне известно занимаются всего несколько компаний. Решения нашей компании сейчас являются наиболее готовыми для промышленного использования в условиях специальных производственных территорий.

Существует ли принципиальное отличие между технологиями, которые разрабатываются мировыми концернами, и разработками в нашей стране?

Принципиального различия не существует, основа любого подобного решения это алгоритмы и отладка взаимодействия конкретного оборудования. Самое важное для каждой компании - это создать конечный продукт, так называемый программно-аппаратный комплекс, состав которого может различаться у разных компаний.

Один из самых обсуждаемых проектов в нашей стране – это проект создания беспилотного грузовика КАМАЗ, на какой стадии сейчас находится проект?

Сегодня проект находится в стадии тестирования и отработки технологий. Специалисты нашей компании принимают активное участие в испытаниях прототипа в условиях закрытого полигона. Сегодня прототип может самостоятельно двигаться, опираясь на данные навигации и машинного зрения, распознавать препятствия, останавливаться и объезжать их. Все это говорит об эффективности заложенных алгоритмов. Ещё хочу отметить что уже сейчас прототип КАМАЗа способен следовать за ведущим автомобилем, выдерживая безопасную дистанцию.

Сможет ли автомобиль полностью обходиться без водителя? Насколько безопасен будет такой вариант, как и на основе чего автомобиль будет принимать решения и действовать в случае угрозы ДТП?

Пока рано говорить о полной замене водителя на дорогах общего пользования, и рано говорить какбеспилотный автомобиль будет действовать и реагировать в условиях ДТП и происшествий на дорогах. Для этого необходимо подготовить нормативно-правовую базу и повысить уровень оснащенности дорог в России. Дополнительно нужно увеличить оснащение автомобилей системами помощи водителю, которые обеспечивают безопасность при движении - распознавание дорожной разметки, знаков, поддержание полосы движения.

Применительно к проекту с КАМАЗом много говорят о технологиях AirPilot, RoboPilot, в чем между ними разница и что это вообще за технологии?

В технологии AirPilot Камаз управляется оператором в дистанционном режиме, с помощью специального пульта управления. Передача управляющих воздействий на борт осуществляется по радиоканалу. В режиме RoboPilot автомобиль управляется программным обеспечением бортового компьютера на основе данных машинного зрения и разнообразных датчиков.

Каким оборудованием должен комплектоваться автомобиль, чтобы была возможность полностью заменить водителя?

Основой всей системы является ПО, обеспечивающее автономное движение и анализ дорожной ситуации на основе машинного зрения. Это программное обеспечение функционирует на двух бортовых компьютерах. К которым подключены различные датчики - лидары, радары, видеокамеры, а также диагностика узлов машины. Для создания роботизированного транспортного средства также необходима установка навигационных систем, систем технического зрения на основе видеокамер, а также оборудование беспроводной системы передачи данных для удаленного контроля и отслеживания работы робота. Для непосредственного управления автомобилем используется либо просто передача цифровых команд от бортовых компьютеров в управляющую шину, либо используются специальные механические или гидравлические устройства, так называемые актуаторы - в зависимости от возможностей базовой машины.

Когда мы можем увидеть первые серийные беспилотники? Основные направления где они будут использоваться

Технологии разрабатываемые в нашей компании прежде всего рассчитаны на промышленное использование автомобилей в условиях закрытых площадок. Мы видим самую быструю реализацию подобных проектов на сырьевых и перерабатывающих предприятиях, где использование беспилотных технологий обусловлено в первую очередь вопросами безопасности и эффективности производства.Если говорить о горнодобывающей отрасли, в которой наша компания активно работает уже 25 лет то роботизированная техника только несколько лет назад начала использоваться в промышленном применении. В настоящее время несколько предприятий в Австралии, Чили и ЮАР перешли на технологии автономных и дистанционно-управляемых машин. В России известны единичные случаи применения дистанционно-управляемой техники на горнодобывающих предприятиях. В настоящее время завод Белаз уже предлагает опцию роботизированных самосвалов для использования в карьерах.

Какая в среднем стоимость создания беспилотника, насколько такой автомобиль дороже обычной версии?

Стоимость создания такого автомобиля сейчас трудно подсчитать, так как пока не до конца ясен полный перечень оборудования, которым должен быть оснащен конкретный автомобиль и тестирование беспилотных технологий находится в активной стадии.

Какой объем инвестиций необходим для того чтобы вывести беспилотную технологию в промышленную эксплуатацию?

Инвестиции в разработку беспилотников для конкретного применения сильно отличаются. По нашим подсчетам для создания и отработки технологии по роботизированной линии перевозок на горнодобывающем предприятии инвестиции приближаются к 1 млрд. рублей.

Кто еще:

"Группа ГАЗ" подтвердила планы по выпуску самоуправляемых машин к 2025-2030 году. "Беспилотные автомобили - это уже не фантастика, эти технологии становятся частью реальности. К 2025–2030 годам мы выйдем на массовое производство беспилотных автомобилей", - заявил исполнительный директор компании Гюнтер Хайден в рамках соревнований роботизированных транспортных средств "Робокросс-2015" на испытательном полигоне "Группы ГАЗ" в Нижнем Новгороде.

Компания RoboCV, базирующаяся в Сколково, уже несколько лет предлагает на рынке продукт X-MOTION. Он представляет собой программное обеспечение с возможностью установки на складскую технику с целью ее роботизации. «Благодаря технологии компьютерного зрения X-MOTION не просто контролирует прямолинейное перемещение техники, а осознанно управляет ее следованием из начальной в конечную точку маршрута, с учетом возникающих на пути препятствий. Система может использоваться как в помещении, так и на открытом пространстве», - сообщают в компании. Технология уже успешно применяется в промзонах, выезжать на дороги автономным техническим средствам запрещено.

Дата 28 июля 2015

ОПРОС

Поддерживаете ли вы платные дороги?
  • Поддерживаю
  • Не поддерживаю
  • Мне все равно