2 фото
Авторобот и мораль: давить нельзя помиловать

Кем должен жертвовать беспилотный автомобиль в ДТП? Какие моральные критерии должны использоваться в критических ситуациях? Компания Cognitive Technologies, которая занимается разработкой беспилотного КАМАЗа, задала эти вопросы 80 тысячам жителей России из 47 регионов. Опрос был проведен конце 2015 - начале 2016 года.

В рамках исследования участникам проекта были продемонстрированы иллюстрации типичных ситуаций на дорогах, в которых может оказаться беспилотный автомобиль. Респондентов попросили дать моральную оценку действиям авторобота (при условии, что машина является полностью автономной - то есть участие водителя исключено).

Например, на одном из рисунков была изображена ситуация, при которой беспилотник может продолжить движение и сбить четверых пешеходов, перестроиться в другую полосу через две сплошные и врезаться во встречный автомобиль, либо съехать в кювет, что приведет к глобальным повреждениям самой машины, а также критическим травмам водителя и пассажиров. Согласно результатам опроса, предоставленным АвтоДням.Ру компанией Cognitive Technologies, за первый вариант проголосовали 25% опрошенных, за второй - только 3%, а за последний - почти 80%.

Искусственный интеллект обязан минимизировать число пострадавших.

"Основным итогом исследования стало намерение граждан России обязать искусственный интеллект минимизировать общее число пострадавших в аварии, - рассказали представители компании. - Почти 71% респондентов были готовы направить авторобота в кювет, чтобы не задавить других людей".

Участники опроса предложили определять наиболее и наименее "ценных" участников ДТП на основании возраста, пола или других характеристик.

Исследователи также провели серию персональных интервью с участниками опроса. Выяснилось, что они не до конца отдавали себе отчет в том, что они сами могут оказаться в кабине беспилотного автомобиля. Получается, чтобы сохранить жизнь выбежавших на дорогу людей, авторобот будет запрограммирован на самоуничтожение вместе со своим пассажиром.

"Это обстоятельство вызвало наибольшую сложность у интервьюируемых, - отметил разработчик беспилотных автомобилей. - Довольно значимая их часть (43% из 1384 участников) даже предложила искусственному интеллекту автомобиля формировать, своего рода, рейтинг участников ДТП. Иными словами, они посчитали возможным, определять наиболее и наименее "ценных" его участников, например, на основании сравнения возраста, пола или других характеристик". Нашелся и еще более оригинальный вариант: респонденты предложили создать систему, которая будет моментально собирать информацию о возможных жертвах в интернете и соцсетях для составления портрета участников ДТП. "По мнению опрошенных, на основании информации из социальных сетей авторобот может принять решение о том, кем пожертвовать, - пояснили в компании. - К примеру, если перед автороботом, в кабине которого находится человек с запятнанной репутацией, на дорогу выбегает передовик производства, то искусственный интеллект должен будет гарантированно направить машину в кювет".

О поведении робота в ситуации, когда перед беспилотным автомобилем оказывается собака, а не человек, мнения опрашиваемых разделились почти поровну. 54% участников уверено, что машина должна продолжить движение, что приведет к гибели животного, а 40% предлагают совершить экстренное торможение, за которым последует неминуемое столкновение с автомобилем Б. За выезд на встречную полосу проголосовали менее 1% респондентов, а за съезд в кювет - 4%.

"Мы предполагаем использовать полученные в ходе исследования результаты для подготовки законодательных инициатив, регламентирующих поведение беспилотного автомобиля, как во время испытаний, так и впоследствии на дорогах общего пользования", - прокомментировала результаты опроса президент Cognitive Technologies Ольга Ускова.

Дата 28 января 2016

ОПРОС

Поддерживаете ли вы платные дороги?
  • Поддерживаю
  • Не поддерживаю
  • Мне все равно