В 1968 году Конвенция ООН о дорожном движении свела воедино все требования, касающиеся света в автомобиле: головных, поворотных и задних огней. С тех пор технологии ушли далеко вперед. Поэтому мы решили рассказать, как развивался и куда движется автомобильный свет.
Галогенная оптика
Наибольшее распространение в автомобильной промышленности нашла именно галогенная лампа. Прежде всего это связано со стоимостью ее производства и установки.
Для правильного освещения дороги с помощью галогенной оптики требуется только отражатель, фокусирующий пучок света на дороге. Принцип работы схож с домашней лампой накаливания. В стеклянной колбе располагается спираль, которая светится при подаче на нее напряжения. Автопроизводители много лет совершенствовали технологии производства ламп, закачивали разные газы в колбу, экспериментировали с разными сортами стекла и материалами спирали, что позволяло добиваться большей светоотдачи. Однако превысить светоотдачу в 2000 люменов попросту невозможно. Именно поэтому галогенная лампа является только точкой развития отрасли автомобильного света. Более подробно прочитать о том, как делаются лампы, вы можете в нашей прошлой статье.
Ксеноновая оптика
В начале 90-х годов на свет появились первые ксеноновые лампы, во всем мире более известные как HID (High Intensity Discharge), что дословно означает "разряд высокой интенсивности".
Принцип работы ксеноновой лампы отличается от принципа галогенной. Ксеноновая лампа состоит из колбы, электродов и еще одной небольшой колбы-сферы, в которую закачан специальный газ: при подаче на него высокого напряжения происходит химическая реакция, и сфера начинает светиться. Помимо газа, там присутствует еще множество химических элементов, самый главный из которых – соль. В зависимости от химического состава этой соли меняется и цвет светового потока.
Оптимальной считается цветовой температура около 4300 кельвинов. Это максимально комфортный для человеческого глаза цвет света. Для того чтобы ксеноновая лампа работала, необходимы еще два устройства – балласт и игнитор (поджигатель). Принцип работы заключается в том, что для поджига газа необходимо высокое напряжение, тогда химические вещества в колбе (газ), начинают светиться (для этого используется игнитор), а чтобы лампа продолжала светиться, необходимо поддерживать определенное напряжение на всем промежутке ее работы. За последнее отвечает балласт. В целом технология схожа с люминесцентными лампами, часто используемыми в общественных местах.
Светоотдача ксеноновой лампы - около 3500 люменов, что довольно много. Такое количество света с легкостью ослепляет водителя, именно поэтому при использовании ксеноновых ламп автомобиль обязательно должен быть оборудован системами очистки фар и контроля уровня света.
До 2009 года в химический состав ксеноновых ламп входила ртуть, но экологи забили тревогу, так как при повреждении лампы ртуть попадала в окружающую среду. В связи с этим был принят закон о том, что все автомобили, произведенные после 2009 года, должны быть оборудованы безртутными лампами.
Но производители комплектующих для авто на этом не остановились и создали ксеноновую лампу, в корпус которой встроили игнитор и балласт. За счет этого сам блок стал очень компактным и значительно более дешевым в производстве. Также они дефорсировали ее, светоотдача от такой лампы составляет всего около 2000 люмен, а следовательно, автомобили, на которые установлены такие лампы, не требуют дополнительных систем.
Диодная оптика
Галогенные и ксеноновые источники света требуют рефлекторные поверхности (отражатели) или модули прожекторного типа, а они довольно громоздкие. Это привело к появлению на рынке автомобильного света диодной оптики, ведь дизайнеры реализуют все более сумасшедшие идеи. Использование светодиодов сильно упростило им жизнь, так как их размер составляет всего несколько миллиметров, и система для распределения света не такая громоздкая, как у предшественников. Правда, для достижения тех же результатов в одной фаре используется несколько источников света. Световой поток от светодиодной оптики составляет от 2000 до 3000 люменов.
Лазерная оптика
В сентябре 2011 года компания BMW показала новую технологию в сфере освещения для автомобилей – лазерную оптику. Данная технология основана на применении синих лазеров и впервые была установлена на BMW i8.
Принцип работы такого света следующий: три лазера, установленные на треугольной форме, подают лучи на небольшие зеркала, которые перенаправляют их на линзу. Внутри линзы находится желтый фосфор, при воздействии на который синего лазера выделяется ярко-белый свет. Излучаемый фосфором свет перенаправляется на отражатель линзой, после чего проецируется на дорожное покрытие перед автомобилем. Внутренние составляющие фары сделаны таким образом, чтобы весь получившийся свет был отражен на поверхность перед автомобилем.
Единственное, о чем хочется напомнить: при установке какого-либо дополнительного света на свою машину сверьтесь с ГОСТами и требованиями к автомобилям в вашей стране и регионе, чтобы потом не было проблем, например, при прохождении техосмотра.
ТЕМЫ
Москва новинки дороги АвтоВАЗ Lada ГИБДД кроссоверы Париж-2014 ММАС-2014 эвакуация парковки штрафы АМПП тест-драйв парковка платная парковка ДТП седаны Nissan Renault