Mercedes могут лишить госзаказов в России

Российское правительство предлагает установить национальный режим при госзакупках автомобилей. Проект постановления разрешает покупать на бюджетные средства только машины, произведенные на российских заводах с определенным уровнем локализации.

Документ об ограничении государственных закупок импортных автомобилей, подготовленный Минпромторгом, уже отправлен на рассмотрение правительства. Ведомство надеется, что новые правила госзакупок вступят в силу в день подписания документа 1 апреля 2014 года.

Ключевой идеей постановления является запрет на приобретение служебной автотехники с уровнем локализации ниже определенного порога. Автопроизводители, которые не смогут соответствовать требованиям, лишатся права участвовать в тендерах на госзакупки машин. По задумке министерства, такая мера будет способствовать повышению уровня локализации автопроизводства на заводах России и стран Таможенного Союза, а также способствовать увеличению доли реализации отечественных машин.

В настоящее время все автопроизводители, работающие в России, подчиняются требованиям соглашений о промсборке при определении уровня локализации. Согласно данным замминистра Алексея Рахманова, уровень локализации Toyota составляет в России всего 10%, "PSMA Рус" (совместное предприятие в Калуге PSA Peugeot Citroen и Mitsubishi) – 20%. При этом Volkswagen обеспечил уже 42% локализации при сборке своих машин в России, "GM-АвтоВАЗ" – 51%, "ГАЗ" – 61%.

По словам директора департамента транспортного и специального машиностроения Минпромторга Александра Морозова, новые требования будут распространяться на закупки не только легковых автомобилей, но также на всю остальную автотехнику, которая приобретается на бюджетные средства, в том числе, автофургоны, бульдозеры, экскаваторы, автобусы, грузовые автомобили, сельскохозяйственную, коммунальную, дорожную и железнодорожную технику.

В приложении к постановлению содержатся также требования, которым должны соответствовать товары, поставляемые для госнужд. В их числе – осуществление деятельности предприятия на территории России либо Белоруссии или Казахстана. Однако уровень локализации, который должен обеспечить автопроизводитель, чтобы получить право поставлять свои машины чиновникам, пока не ясен. Понятно лишь, что не все смогут преодолеть планку. Представитель Минпромторга отметил, что если выполнить весь перечень предлагаемых работ, уровень локализации производства в конечном итоге составит порядка 75%.

В этом случае под удар попадает Mercedes-Benz. Напомним, немцы производят в России только легкие коммерческие автомобили, но не "легковушки". "Самое интересное, что Mercedes-Benz была в числе первых компаний, поддержавших инициативу по развитию локального производства. Они взяли на себя эти обязательства еще в 2007 году. В итоге мы составили соглашение, заключили его с рядом автомобильных компаний, а они почему-то от этого отошли. Теперь прошло семь лет, и они приходят к нам с вопросами: "Что же нам делать? Мы ведь тоже хотим участвовать в тендерах на госзакупки и получать меры господдержки. Сейчас им, конечно, будет очень сложно наверстать упущенное. Им надо стоить завод, а за год это невозможно. Таким образом, с апреля им будет закрыт путь на участие в госзакупках. Конечно, если соответствующее постановление будет подписано", – пояснил Морозов.

Нелегко придется и японской Toyota. Несмотря на сборку модели Camry в Санкт-Петербурге, которая востребована в служебных автопарках, большая часть автокомпонентов все равно поставляется из-за рубежа. Процент локализации модели Toyota Camry, которая производится на заводе в Санкт-Петербурге по методу полного цикла, в настоящий момент составляет около 15%. Еще ниже этот показатель у Toyota Land Cruiser Prado, который производится во Владивостоке методом крупноузловой сборки. Зато от принятия постановления могут выиграть Ford Sollers и Volkswagen Group Rus. Оба производителя активно наращивают уровень локализации. Так, Ford планирует к 2016 году довести этот показатель до 60%. Volkswagen и вовсе открывает в России собственный завод по производству двигателей (в 2015 году).

Морозов также подчеркнул, что основной целью проекта является не установление препятствий для каких-либо брендов, а стимулирование повышения уровня локализации. "Позиция у нас очень простая: мы не хотим мешать людям делать бизнес. Если кто-то считает, что прикручивать автомобили к колесам – это бизнес, мы ему мешать не будем. Но с точки зрения государства нам интересно, чтобы у нас развивалось проектирование и производство автомобилей, открывались производства двигателей, колес, блоков управления", – добавил директор департамента.

Дата 27 марта 2014