ГАЗ-ММ. Фото: youtube.com
Автомобили великой Победы

Отдавая дань памяти великой Победе советского народа над нацизмом, нельзя не упомянуть и о достижениях инженеров, создавших по тем временам незаменимую технику. Речь пойдет о грузовиках сурового военного времени.

Первым автомобилем, принявшим на себя удары фашистской Германии, стал ГАЗ-ММ, который скором времени наши бойцы в переименовали в "полуторку". Довольно маленький, но весьма приятный грузовичок, в те годы занимал большую часть автопарка военных структур. Его история началась с 1928 года. Изначально компания Ford являлась разработчиком и производителем этого грузовика.

СССР, не имея особых дипломатических отношений с США, все-таки заключили коммерческий договор с главой американской компании, вследствие чего в 1929 году началось строительство завода в Нижнем Новгороде. Поначалу автомобили поставлялись в СССР с завода Ford в разобранном виде (отдельными частями), тем самым советские инженеры собирали авто из нескольких частей. А в 1932 году в распоряжение СССР поступили все чертежи и техническая документация фордовских машин.

ГАЗ-ММ стал таким, как привыкли видеть его мы, в советских фильмах, только в 1934 году, после значительной модернизации на советских заводах. Изменения коснулись усилений подвески, замены двигателя на наш отечественный от ГАЗ-М, а вместо деревянной кабины было решено ставить металлическую.

Военные машины имели название ГАЗ-ММ-В (В – означает: военный), отличались они от гражданских версий не малым. Инженерами было решено убрать внешне значительные части кузова. Речь идет о правой фаре, зеркале заднего вида, глушителе, бамперах, передних тормозах и клаксоне, а кабина снова стала делаться из досок и фанеры. Кроме того исчезли дворник и двери. Сидение водителя делалось из цельного дерева, без какой либо обивки. Все это упростило, удешевило и, что самое главное, ускорило процесс сборки. С тех пор знаменитая "полуторка" и просуществовала в таком виде до окончания своего выпуска в 1946 году.

Стоит отметить, что во время блокады Ленинграда по "Дороге Жизни" старались отправлять именно "полуторку", но как, ни странно по ней ходили еще первые машины, которые были выпущены до начала Великой Отечественной Войны. Те самые, с двумя фарами и железной кабиной. Поэтому сами водители, уже в полевых условиях, старались по-своему модернизировать заводской ГАЗ-ММ. Например, снимали обе двери, что бы облегчить авто и в случаи продавливания льда под колесами успеть выпрыгнуть из кабины. Выключали или вовсе снимали обе фары, это было сделано для маскировки, дабы вражеские самолеты не смогли ночью заметить целую колонну машин. Именно "полуторка" могла доставить в город продовольствие, а обратно довезти тяжелобольных и раненных, стариков и детей в укромное место.

Еще один легендарный грузовик тех лет – ЗИС-5В (В – означает: военный), на полях сражений так же получивший свое название "трехтонка". Кстати, на большинстве памятником автомобилей Великой Отечественной Войны установлен именно он.

Внешне "трехтонка" очень схожа с "полуторкой". Различить их можно по размерам, первая больше. А что касается истории, то у ЗИС-5 она напоминает историю ГАЗ-ММ. Можно сказать, наша "трехтонка" внук американского грузовика Autocar-5S. Выпуск непосредственно советской машины начался в 1931 году на Заводе Имени Сталина. На этот раз, советским инженерам удалось построить более современный, для тех времен, грузовик. Он стал более проходимым и грузоподъемным, при этом более простым и ремонтоспособным. Так же был модернизирован двигатель, его мощность составила 73 лошадиные силы. Были сконструированы совершенно новые карбюратор, радиатор, карданный вал, усилены мост, рамы, а сам грузовик был поднят над поверхностью на пару сантиметров.

Непосредственно военные экземпляры удостоились таких же модернизаций, как и ГАЗ-ММ-В. "Трехтонка" выпускалась сразу же на нескольких заводах, помимо Москвы, она выпускалась так же в Ульяновске и Миассе. На них за годы войны было произведено порядка десяти тысяч машин на каждом, а в Москве семьдесят тысяч. Правда в отличии от "полуторки", ЗИС-5 выпускался до 1958 года, и после выхода с конвеера еще десяток лет они подвергались эксплуатации.

Интересен и тот факт, что легендарная "катюша" проектировалась на трехосной версии, которая получила название: ЗИС-6. Для остальных грузовиков такая установка была слишком тяжелой, и при выстрелах небольшие двухосные грузовички раскачивались, что однозначно приводило к неточному выстрелу. Но дружба "катюши" с ЗИС-6 длилась не долго, это произошло сразу после поставок в СССР по ленд-лизу "студебеккеров". Это был вынужденный шаг, так как с появлением этих грузовиков, залпы "катюш" стали значительно точнее. Отметим, что советский народ так же тепло отзывался о "студебеккерах", как и о ГАЗ-ММ и ЗИС-5. Летом 1942 года, этот автомобиль знали уже на всех фронтах.

Для американского рынка грузовик был непригоден, за счет не мощного двигателя. Поэтому компания General Motors получила львиную долю импорта для СССР и Великобритании. Для советских водителей этот грузовик оказался по душе. В нем были мягкие кресла, более высокая посадка, амортизаторы и отопление салона. Правда "студебеккеры" были прихотливы к бензину и моторному маслу. Но все эти хлопоты забывались, во благо комфорта и удобства водителя в салоне.

Всего в Советский Союз было поставлено около ста тысяч таких грузовиков. Но, по договору мы были вынуждены отправить все исправные машины обратно в Америку. Несмотря на это, в СССР осталось немало легендарных "катюш".

Вот такие простые грузовики, ставшие настоящей легендой, вместе с боевыми товарищами сражались и погибали в годы кровопролитной войны. Нам досталась великая история и вместе с ней неисчерпаемая гордость за подвиг каждого советского солдата.

Дата 8 мая 2014
ФотоГАЗ-ММ. Фото: youtube.com