По данным на 1 июня объем просроченной задолженности по кредитам на подержанные машины составил 7,3 миллиарда рублей, что на 42% больше показателя на аналогичную дату прошлого года. При этом рынок кредитования на авто с пробегом за прошедшие 12 месяцев вырос на 30%, до 251,7 миллиарда рублей.
Таким образом, просрочка по ссудам на покупку подержанных машин растет быстрее самого рынка. Об этом говорится в исследовании коллекторской компании "Секвойя Кредит Консолидейшн". Традиционно сезон весна – лето на протяжении последних лет у россиян был временем покупки новых автомобилей. А вот 2014 год стал исключением и ознаменовался резким снижением спроса на новые машины. Так, по данным "Автостат", по итогам первых пяти месяцев рынок упал на 12%, по итогам года ожидается снижение в районе 8%. Во многом этому поспособствовало увеличение стоимости новых автомобилей (в 2014 году рост цен может составить более 15%). Россияне вынуждены рассматривать предложения на вторичном рынке, где цены растут в разы медленнее.
Еще одним фактором стало завершение государственной программы субсидирования кредитов на покупку новых авто, которая действовала в прошлом году и распространялась на автомобили дешевле 750 тысяч рублей. Россияне все чаще берут кредиты на подержанные машины: сектор кредитования покупок авто с пробегом растет быстрее, чем сегмент займов на новые автомобили. Так, первый сегмент за год прибавил 30%, до 251,7 миллиарда рублей (против роста 4%, до 748 миллиарда рублей по новым авто), а просрочка по ссудам на подержанные авто выросла на 42%, до 7,3 миллиарда рублей (против роста 34%, до 48 миллиарда рублей соответственно), сообщают "Известия".
На вторичном рынке растет и спрос на заемные средства для осуществления покупки, если в 2012 году в кредит покупалось не более 14% машин с пробегом, то в 2013 году уже 15%, а в 2014 году показатель увеличится до 18%. По итогам года объем этого кредитного рынка, как ожидается, вырастет на 36%, до 483,1 миллиарда рублей. "Автостат" ожидает, что рост продаж по б/у в этом году составит около 10% по отношению к прошлому году, а по итогам 2014 года на территории страны будет зарегистрировано более 6,1 миллиона подержанных автомобилей. Как показывает статистика, наиболее часто на вторичном рынке покупают в кредит автомобили стоимостью выше 600 тысяч рублей, например Toyota Camry.
Увеличение просрочки по кредитам в 42% на авто с пробегом, скорее всего, связано с ухудшением финансового положения населения в 2014 году и ростом безработицы. Населению стало сложнее соблюдать платежную дисциплину на фоне общего роста закредитованности (средний показатель по стране составляет 1,3-1,4 кредита на должника).
Эксперты "Секквойе" считают: "Рост востребованности кредитов на подержанные автомобили вполне объясним: многие россияне стали отдавать себе отчет в том, что, выезжая из ворот автосалона, машина тут же теряет в цене 15-40% в зависимости от марки и модели, и чем дороже авто, тем больше потери в относительном выражении. Поэтому покупка двух-трехлетнего авто в хорошем состоянии в кредит является для многих оптимальным вариантом: сумма заемных средств меньше, ежемесячный платеж в разы отличается от выплат за новый, срок кредита в среднем три года против пяти лет на автомобиль с нулевым пробегом. Нельзя также не учитывать и менталитет существенной части россиян, для которых статусная машина, пусть даже и не новая, является одним из предметов жизненной необходимости, а на новую у них не хватает. Банки не рискуют, особенно сейчас, кредитовать таких заемщиков на суммы, превышающие один миллион рублей".
По словам экспертов, уровень просрочки по кредитам на авто с пробегом пока не является критическим, однако он будет расти. Более того, сегмент кредитования на подержанные авто востребован мошенниками, что сказывается на показателях просрочки.
ТЕМЫ
Париж-2014 АвтоВАЗ тест-драйв парковка Lada ГИБДД Opel АМПП штрафы Mercedes-Benz BMW Nissan Pulsar ГЛОНАСС Москва Honda Civic Jaguar XJ авторынок seat