Фото: GLOBAL LOOK press
В России автопрому сложно существовать

Прогнозы развития ситуации в отечественном автопроме становятся с каждым разом все хуже: под угрозой заводы иностранных автоконцернов в стране. По последним оценкам к 2018 году объем российского рынка может оказаться на треть меньше плановых 3,6 миллиона машин, но даже на фоне оптимистического сценария роста многим будет выгоднее закрыть российскую сборку, вернувшись к импорту.

В такой зоне риска могут оказаться компании Peugeot-Citroen, BMW, SsangYong, Opel и китайские бренды. 2 июля на экспертном совете при комитете Госдумы по промышленности российские автопроизводители заявили, что без дополнительных мер господдержки российский авторынок продолжит стагнировать. По некоторым данным, в январе – мае падение составило 6%. В презентации "Соллерса" подчеркивается, что динамика спроса на новые машины "значительно отличается" от прогнозов государственной стратегии развития автопрома до 2020 года. На базе данных Минэкономики, уже в этом году объем рынка может быть на 26% ниже заложенного в стратегии, а к 2018 году разрыв достигнет 36% – 2,3 миллиона машин вместо 3,6 миллиона.

На основании оценок Roland Berger Strategy Consultants "Соллерс" заключает, что при сохранении ситуации в экономике и снижении импортных пошлин из-за ВТО (сейчас на новые легковые автомобили они составляют в среднем 25%, к 2019 году снизятся до 15%) "локализовать производство в России после 2017 года будет нецелесообразно". В итоге доля импорта может вырасти до 67%, или 1,4 миллиона машин против 20%, заложенных в стратегии. Доля локализованных иномарок может упасть с нынешних 52% до 26%. В исследовании Roland Berger отмечается, что для сокращения выпуска в России иностранных машин уже есть предпосылки: мощности большинства заводов слишком малы, чтобы конкурировать по затратам с Европой. Стандартные объемы выпуска на других рынках – 200-400 тысяч машин в год, но сейчас в России такие мощности есть у немногих, например у "АвтоВАЗа", Volkswagen и Hyundai-Kia, сообщает "Коммерсантъ".

В исследовании отмечается отсутствие стратегии поддержки автопрома. В Roland Berger подсчитали, что "субсидирование дает преимущество в 5-10% по сравнению с импортом, перспективы после 2016-2018-х годов неясны". Сейчас экономия затрат с учетом субсидий составляет 0,6-1,5 тысячи евро на автомобиль. Без субсидирования после 2020 года малые объемы производства будут невыгодны в России. При объеме от 50 тысяч машин в год без субсидий экономия от локализации по сравнению с импортом будет составлять 60 на автомобиль, при объемах 10-25 тысяч машин допзатраты на локализацию – 0,5-1,3 тысячи евро на автомобиль.

В таком случае из России может уйти ряд брендов, существует "опасность отмирания бизнес-модели сборки по контракту" (сейчас есть у "Автотора", Derways, "Соллерса", группы ГАЗ). В зоне риска прекращения сборки в России и перехода на импорт находятся китайские бренды, Peugeot-Citroen, BMW (сборка на "Автоторе"), SsangYong, Opel. Причем Roland Berger делает такой вывод на базе оптимистичного прогноза роста продаж машин в России к 2020 году до 3,3 миллиона.

Дата 3 июля 2014
ФотоФото: GLOBAL LOOK press