Летом на улицах Москвы не редкость увидеть спортивный автомобиль. Но зимой их владельцы пересаживаются на внедорожники. В Европе дело обстоит несколько иначе – сезонность использования машины распространена среди владельцев олдтаймеров и кабриолетов. Так, по зимним дорогам Швейцарии ездит немало спорткаров, хотя по количеству снега некоторые кантоны не уступят средней полосе России. Так можно ли ездить на спортивном автомобиле зимой?
Проверять это мы отправились в финскую часть Лапландии, где компания Porsche проводит занятия в школе водительского мастерства. Потепление климата на здешних краях не сказалось, и в отличие от олимпийского Ванкувера снега здесь предостаточно. В Лапландии морозная и снежная зима продолжается с октября до мая. Все дороги покрыты снегом, и водитель должен быть готов совладать с автомобилем и в снегопад, и при сильном ветре, и если путь ему вдруг преградит стадо оленей, как это было с нами на пути из аэропорта Ивало.
Финские водители отлично справляются с непростыми дорожными условиями. Если в Германии во время снегопада движение почти останавливается, то на севере Европы метель фактически не влияет на скорость движения. Неслучайно, финские гонщики добиваются больших успехов в самых разных видах автоспорта и, в том числе, в наиболее приближенном к реальности - в ралли.
Дороги Лапландии зимой используются многими производителями автомобилей, шин и комплектующих для проведения испытаний в зимних условиях. Компания Porsche помимо тестов также проводит здесь курсы вождения. Тренировочным полигоном служит большое озеро, на льду которого расчищены специальные трассы различной конфигурации.
В этом сезоне занятия проходят на модели представительского класса Panamera. Причем во время занятий ученики постоянно пересаживаются из машины в машину, успевая покататься на трех модификациях автомобиля: заднеприводной Panamera S и полноприводных 4S и Turbo.
"Мы совмещаем развлечение с тренингом по безопасности. Здесь на озере можно отключить систему PSM и использовать дрифт, научиться контролировать и стабилизировать занос без риска для других участников дорожного движения.
Дрифт – это высокое искусство управления автомобилем. Мы используем его, чтобы научиться полностью контролировать динамику автомобиля. Если ездишь на пределе возможностей, нужно понимать, как может повести себя автомобиль в экстренной ситуации. На льду мы постоянно ездим на грани сцепления колес с дорогой. Это учит водителей правильно действовать в случае заноса", - рассказывает инструктор школы Porsche Тобиас Тойрер.
В Финляндии метель почти не влияет на скорость движения
На замерзшем озере Пасасъярви площадью в 780 гектаров учат плавно рулить, поворачивать машину с помощью газа и тормоза, контролировать занос, использовать перенос массы машины для большей безопасности маневра. Удержать 400- или 500-сильный спорткар на льду помогает специальная шипованная резина. В каждой покрышке - 200 шипов длиной по 4 мм. Несмотря на столь внушительные "когти", от водителя требуется полное внимание и точные движения, чтобы удержать машину на траектории.
Эксперт-испытатель Porsche Маркус Хофбауер делится секретами мастерства: "На льду очень важно плавно управлять машиной. Глядя со стороны, может показаться, что мы тут сходим с ума: водитель жмет на газ, колеса буксуют, машина идет в занос. Но все это происходит с дозированным усилием. Водитель должен точно понимать, какую часть заряженной в автомобиль мощности он хочет сейчас выпустить. Все нужно делать с чувством. Я процитирую Вальтера Рерля: чем больше действий я произвожу рулем, тем меньше могу нажимать на педали. И наоборот, если я прибавляю много газа или торможу, действия рулем должны быть очень экономными. Водитель всегда должен держать в голове баланс своих действий".
Езда по льду с отключенной системой стабилизации наглядно демонстрирует повадки автомобиля: недостаточная поворачиваемость при излишней скорости и избыточная при добавлении газа. Бороться с недостаточной поворачиваемостью (проще говоря, если вы не вписываетесь в поворот) просто – достаточно убрать ногу с педали газа. Это сократит скорость и перенесет большую массу на переднюю ось автомобиля. Вместе эти факторы помогут создать достаточное сцепление передних колес с дорогой и вписаться в поворот. Чтобы справиться с избыточной поворачиваемостью, нужно смотреть в ту сторону, куда хочешь ехать – руки инстинктивно вывернут руль в нужном направлении.
Чем больше действий я произвожу рулем, тем меньше могу нажимать на педали
Трудно не увлечься играми с избыточной поворачиваемостью автомобиля. Достаточно нажать посильнее на газ и скорректировать рулем направление заноса – и вы уже проехали очередной поворот ледовой трассы "боком", поднимая в воздух целую метель.
На скользкой дороге потеря и восстановление утраченного сцепления с дорогой могут происходить очень быстро, и в некоторых ситуациях приводят к заносу задней оси и развороту автомобиля. В школе Porsche учат вовремя распознать этот момент и быть готовым выровнять автомобиль вращением руля в противоположную сторону. При этом важно не крутить руль слишком резко, не делать лишних оборотов, чувствовать тот момент, когда нужно вернуть руль в нейтральное положение. Найдя баланс между скоростью выполнения маневров и сцеплением с дорогой, вы можете ездить на грани возможностей автомобиля.
"При повседневной езде лучше не отключать систему Porsche Stability Management. Мы в шутку расшифровываем аббревиатуру PSM как "пожалуйста, спаси меня", - шутит Тобиас Тойрер. В худшем случае водителя ждет небольшой сугроб на обочине трассы. На всякий случай поблизости дежурят несколько Cayenne с буксировочными тросами. Ведь не всем удается быстро привыкнуть к повадкам машины, пересев с полноприводной спорткара на заднеприводный, и наоборот.
Как ни странно, разница в управлении становится существенной только при выключенной системе динамической стабилизации. При поддержке электроники заднеприводная машина прописывает повороты столь же стабильно и уверенно, как полноприводная версия.
Panamera обладает достаточными предпосылками, чтобы стать отличным зимним автомобилем
"Если много тестов провести зимой, то спорткару можно привить первоклассные повадки для езды по снегу и льду. Самая важная система – активный полный привод, который мы установили в "Панамеру". Он решает одну из проблем полноприводных авто. Существовавшие до сих пор системы дают хорошую тягу, но недостаточную ездовую динамику и боковую динамику и обладают сильным эффектом недостаточной поворачиваемости. Мы научили наш тяговитый полный привод ловкости и динамике, чтобы поведение машины отвечало традициям компании Porsche. Кроме того, уже сама Panamera обладает достаточными предпосылками, чтобы стать отличным зимним автомобилем. К примеру, большая колесная база создает хорошую стабильность", объясняет Маркус Хофбауер.
Porsche Stability Management объединяет комплекс систем, контролирующих всю динамику автомобиля. Среди них ABS, антипробуксовочная система, контроль тяги, дифференциала, ассистент торможения и ряд других полезных систем. Их совместная работа делает езду по скользкой дороге – легким развлечением. Удивительно, насколько электроника может укротить нрав спорткара, насколько она нивелирует разницу между задним и полным приводом!
Причем электронный помощник всегда готов откликнуться на призыв "пожалуйста, спаси меня", даже если вы деактивируете PSM. Слабое касание тормоза система оставляет без внимания, но срабатывание антиблокировочной системы тормозов хотя бы на одном из передних колес – моментально активирует PSM, и электронный помощник поможет удержать траекторию. Как только водитель отпустит педаль тормоза, PSM незамедлительно выключится.
Еще одна особенность электроники: если водитель резко уберет ногу с газа (как это бывает в критической ситуации перед аварией), система моментально подготавливает тормоза к действию, подкачивая давление в тормозной системе и подводя тормозные колодки ближе к дискам.
Все автомобили Porsche Panamera комплектуются системой PSM. Независимо от типа привода и коробки передач, электроника делает четырехместный Porsche простым в управлении даже на самой скользкой дороге. Panamera не провоцирует к резким маневрам, на ней удобно ездить с городской скоростью, плавно разгоняться и тормозить. А в умелых руках этот автомобиль становится настоящим спорткаром для зимы, что продемонстрировал Маркус Хофбауер, прокативший меня по "раллийной" лесной дороге со скоростью за полторы сотни километров в час. Конечно же, с выключенной PSM.
В голову приходит лишь один минус эксплуатации представительского спорткара в зимних условиях – дорожный просвет в 144 мм не всегда достаточен в наших условиях. Впрочем, пневмоподвеска может приподнять машину на дополнительные пару сантиметров над дорогой, если в вашем дворе забыли убрать снег.
ТЕМЫ
Париж-2014 АвтоВАЗ тест-драйв парковка Lada ГИБДД Opel АМПП штрафы Mercedes-Benz BMW Nissan Pulsar ГЛОНАСС Москва Honda Civic Jaguar XJ авторынок seat