Дизелизация легкового автопарка России проходит медленными темпами. Не все производители пока готовы продавать такие автомобили у нас, да и потребитель не проявляет должной заинтересованности. Точнее, интерес есть, но как только дело доходит до реальной покупки, то предпочтение отдают бензиновому двигателю.
Зима в этом году показала себя в полную силу. Низкая температура, когда столбик термометра опускался ниже -20 градусов, держалась почти весь январь и часть февраля. Снегопады, гололед, суровые морозы – нам выдалась отличная возможность проверить, как ведут себя машины в таких условиях. Естественно, побывали в наших руках и дизельные автомобили, например, Hyundai Santa Fe. Никаких проблем с запуском и эксплуатацией автомобиля в -25 не было. Сделаем небольшое пояснение, корейский кроссовер эксплуатировался в столице и ближнем Подмосковье, где, по большому счету, проблема поиска АЗС с нормальной соляркой осталась в прошлом. К тому же средний суточный пробег редко превышал сотню-полторы километров.
А что будет, если на дизельном автомобиле отправиться в путешествие за тысячу километров, когда за окном температура опустится до -25 градусов? В наши руки попал турбодизельный пикап Mazda BT-50, который прошел испытание морозом. На нем мы отправились в Самару.
Ночевки на улице при 25 градусах мороза нисколько не смущали автомобиль. Двигатель заводился безо всяких проблем
Нам досталась машина в дорогой комплектации Active с металлическим обвесом и подножками, тонированными боковыми стеклами, фронтальными и боковыми подушками безопасности, ABS, полным электропакетом, иммобилайзером и аудиосистемой с 6 динамиками. Такой пикап стоит 987 тысяч рублей.
С этой моделью мы знакомились летом 2007 года. Японский пикап произвел очень хорошее впечатление. Ему пришлось толкаться в московских пробках, ездить по шоссе, покорять бездорожье Тульской области. На асфальте автомобиль держался молодцом, конечно, с поправкой на то, что это все-таки пикап, а не легковушка. Бодрый мотор радовал не только своими тягово-динамическими характеристиками, но и экономичностью.
В конце 2008 года пикап прошел легкий рестайлинг. Незначительные изменения коснулись внешности и салона. По габаритам автомобиль остался прежним. Кроме того, появилось больше вариантов окраски кузова, а также новые легкосплавные диски. Внутри также немного отличий. У кнопок и комбинации приборов теперь красная подсветка, хотя, на наш взгляд, лучше было бы оставить прежнее более приятное для глаз зеленое освещение. Новые рукоятки рычагов управления трансмиссией позаимствованы у брата-близнеца Ford Ranger, аудиосистема получила дополнительный разъем AUX. Для обивки сидений и дверных панелей предлагаются новые ткани.
Под капотом – все тот же 2,5-литровый турбодизельный двигатель мощностью 143 л.с., пятиступенчатая "механика" и полноприводная трансмиссия с понижающей передачей и системой RFW (Remote Free Wheel hub), которая включается и отключается специальной кнопкой на передней панели. Если из любого полноприводного режима перевести рычаг "раздатки" в положение "2H", то привод на передние колеса отключится, однако, полуоси остаются в зацеплении с валом. Об этом сигнализирует специальный индикатор на панели приборов. Данная функция позволяет водителю быстро подключить передний мост на скорости до 100 км/ч во время передвижения по сложному участку дороги.
Поскольку в нашем случае кузов был открыт всем ветрам, то поклажу пришлось класть только в салон. Еще один минус открытого кузова – зимой сюда наваливает приличное количество снега – приходится работать лопатой.
70-литрового бака должно запросто хватить на 800 километров пути
Большой радиус разворота и солидные габариты ограничивают маневрирование в тесном пространстве. При пятиметровой длине машины парктроник будет совсем не лишним. Впрочем, от лишних опасений водителя "Мазды" избавит металлическая труба вместо заднего бампера.
От Москвы до Рязани мы добрались достаточно быстро – здесь зимой дороги чистят регулярно. Значительное время занял объезд столицы соседней области – дорога узкая, поток плотный, много "дальнобоя". А уже за Рязанью цивилизация постепенно сходит на нет: расчищенная дорога превращается в снежно-ледяную колею. И чем дальше двигаешься на восток, тем хуже становятся дорожные условия. Естественно, снижается темп езды, а каждый обгон приходится просчитывать заранее. Ужасающими свидетельствами чужих ошибок стали развороченные фуры, лежавшие в кювете. Зато с фирменными АЗС никаких проблем нет. Конечно, выбор не такой богатый, как в Москве, но найти приличную заправку известной фирмы с дизельным топливом не составит труда. И расставлены они так по пути, что с пустым баком вы не останетесь.
Упряжка из 143 "лошадей" и 330 Ньютон-метров крутящего момента – для пикапа это много или мало? Достаточно. Динамики хватает, чтобы не чувствовать себя аутсайдером в городе, да и на трассе можно смело ехать наравне с легковушками. Пикап держит высокий темп при езде "вполпедали", без напряжения.
Но зимой на снегу за BT-50 нужен глаз да глаз. Если вы едете налегке и на заднем приводе, то с педалью газа стоит обращаться деликатно. Чуть переборщил с газом – и корма уже норовит "обогнать" переднюю часть автомобиля. Машина "мела хвостом" не только в поворотах, но даже на обгонах попутного транспорта. Так как покрытие под колесами было неоднородное, то любой заснеженный и неровный участок дороги плюс избыток тяги вызывали этот негативный эффект. Впрочем, снос задней оси в таких случаях начинается плавно – есть время его скорректировать.
Пара лишних центнеров в кузове не помешает - BT-50 будет мягче преодолевать неровности и лучше "держаться" за покрытие, двигатель и вовсе не заметит возросшей нагрузки.
Пара лишних центнеров в кузове не помешает - BT-50 будет мягче преодолевать неровности и лучше "держаться" за покрытие
Конечно, по снегу можно ехать и на полном приводе – тогда пикапу вообще ничего не страшно. Однако на BT-50 передний мост подключается жестко (межосевого дифференциала нет), и он не предназначен для постоянной езды по асфальту или движению с высокой скоростью (свыше 100 км/ч). В нашем случае для уверенного обгона фур приходилось набирать до 110 км/ч, потому все приходилось выполнять на заднем приводе. Тем не менее, когда после Пензы началась серьезная метель, дорогу замело, и скорость пришлось снизить, пригодилась вышеупомянутая функция RFW, позволявшая на ходу подключать передний мост. Как только сложный участок дороги закончился, снова переходишь в заднеприводный режим.
По поведению BT-50 отчасти напоминает грузовик: длинная колесная база, кондовая трясучая задняя подвеска, четыре оборота руля от упора до упора, да и само управление не самое точное. Впрочем, не стоит ждать от этого трудяги "легкового" поведения, а все эти недостатки разом перечеркиваются универсальными качествами "БэТэшки".
Уже на подъезде к Самарской области столбик термометра опустился к отметке 28-30 градусов со знаком минус. Наслушавшись страшилок о том, как в пятнадцатиградусные морозы дизельные машины встают прямо на трассе, с большим вниманием прислушиваемся к работе мотора. Ведь первый признак замерзающего дизеля - резкая потеря в мощности. В нашем случае все было в порядке, хотя двигателю явно не по душе такие холода – звук его работы стал жестче. На очередной остановке заглядываем под капот. Он холодный! Пластиковый декоративный кожух, патрубки системы охлаждения – все ледяное, а радиатор забит снегом. Да, нелегко сейчас мотору. На всякий случай, проложили картонку перед воздухозаборниками на фальшрадиаторной решетке.
Несмотря на все это, в кабине "Мазда" температура оставалась комфортной. Однако боковые окна были покрыты инеем. Чтобы их растопить, приходится переводить регулятор из положения "на стекло" и "в ноги" в положение только "на стекло вверх" или "в лицо", однако, двигатель производит не бесконечное количество тепла, и в этом случае через пару минут начинаешь уже сам замерзать.
Ночь на 25-градусном морозе никак не влияла на автомобиль: двигатель заводился безо всяких проблем. Для ускоренного прогрева слева от руля существует кнопка – своего рода "подсос" - мотор начинает работать на более высоких оборотах, нежели холостые. Тем не менее, чтобы в салон начало поступать первое тепло, нужно выждать 10-12 минут. Зато подогрев кресел согревает достаточно быстро, правда, включается он на два передних сиденья одновременно.
Проверка серьезным бездорожьем в нашу программу не входила, мы достаточно убедились в возможностях машины еще два с лишним года назад, тем не менее, некоторые факты заслуживают внимания. В Самаре улицы не чистят от снега, как это делают в Москве, и дороги не поливают реагентами. Сугробы и гололед – нормальное явление, зато грязевой каши нет. Передвигаться по улицам это не сильно мешает, просто едешь не спеша. Однако со стороны набережной Волги, она же улица Максима Горького, зимой не всякая машина может одолеть достаточно крутой подъем в центральную историческую часть города на нешипованной резине. Кому-то помогает взять горку штурмом интенсивный разгон, а мы просто воспользовались понижающей передачей. Другой раз, уже в Москве пикап BT-50 утащил в горку трехтонный китайский грузовик, беспомощно шлифовавший колесами лед. Поездили мы и по разбитым деревенским грунтовкам, и по заснеженным полям в окрестностях Самары - на полном приводе "Мазда" чувствовала себя как дома в таких условиях.
"Дизель" порадовал скромным аппетитом. Уже по приезду в Москву мы посчитали: за проделанные 2400 километров пришлось 4 раза заправиться. С учетом всех перегонов, прогревов и простоев с работающим движком, толкотни в городских пробках было израсходовано 213,4 литра солярки. То есть средний расход топлива получается 8,9 литра – отличный результат для 1,8-тонного грузовичка! Мы не ездили "досуха" и не ждали, пока загорится лампочка, а значит, 70-литрового бака должно запросто хватить на 800 километров.
Mazda BT-50 с достоинством выдержала предложенное ей испытание, не спасовав перед морозами. Простой и надежный универсальный проходимец - перевезти тонну груза, отправиться впятером куда-нибудь в глушь или просто доехать до работы – все это можно сделать на одном автомобиле. Если вы мечтаете о большом внедорожнике, но пока не имеете соответствующих финансовых возможностей, а кроссоверы не внушают доверия, то пятиместный пикап станет достойной альтернативой. Вопрос с крытым багажником решается путем установки кунга или рольставен. Так стоит ли бояться дизельного двигателя? Наш небольшой пробег показал, что даже в суровые морозы при наличии нормального топлива проблем быть не должно.
КУЗОВ | |
Тип | пикап |
Количество дверей | 4 |
Количество мест | 5 |
Грузоподъемность, кг | 1086 |
РАЗМЕРЫ | |
Длина, мм | 5075 |
Ширина, мм | 1805 |
Высота, мм | 1760 |
Колесная база, мм | 3000 |
МАССА | |
Снаряженная масса, кг | 1790 |
Полная масса, кг | 2980 |
ДВИГАТЕЛЬ | |
Тип двигателя | дизеьный, рядный, 4-цилиндровый, с системой непосредственного впрыска common rail, турбонаддувом и промежуточным охладителем |
Рабочий объем, см3 | 2499 |
Расположение | спереди, продольно |
Число клапанов | 16 |
Максимальная мощность | 143 л.с./105 кВт при 3500 об/мин |
Максимальный крутящий момент | 330 Нм при 1800 об/мин |
ТРАНСМИССИЯ | |
Тип коробки передач | механическая, 5-ступенчатая |
Привод | полный |
ШАССИ | |
Передняя подвеска | независимая, торсионная, на двойных поперечных рычагах, со стабилизатором |
Задняя подвеска | зависимая, рессорная |
Размер шин | 245/70 R16 |
ТОРМОЗА | |
Передние | дисковые, вентилируемые |
Задние | барабанные |
ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ | |
Разгон 0-100 км/ч, с | 12,5 |
Максимальная скорость, км/ч | 158 |
РАСХОД ТОПЛИВА НА 100 КМ ПУТИ | |
Городской цикл, л | 10,9 |
Загородный цикл, л | 7,8 |
Смешанный цикл, л | 8,9 |
Топливо | дизельное топливо |
Объем топливного бака, л | 70 |
Стоимость тестируемого автомобиля | 987 000 рублей |
ТЕМЫ
АвтоВАЗ Париж-2014 Lada дороги новинки тест-драйв парковка Москва Nissan авторынок ГИБДД Opel АМПП штрафы автошколы Honda Civic Mercedes-Benz BMW бензин