7 фото
Тест-драйв Datsun on-DO: Иномарка, которую нельзя увидеть

Марка Datsun, ушедшая в небытие в 1981 году, неожиданно"вынырнула" в 2014-м, почему-то в России, Индии и еще некоторых странах - назовем их развивающимися. Чтобы понять, почему так вышло, и что вообще такое Datsun, придется погрузиться туда, откуда недавно "всплыла" марка, то есть в скучные глубины истории.

"Скучные" - не совсем правильное слово. История Datsun - это стандартная летопись приличного японского бренда со своими взлетами и падениями. Просто она слишком далека от нас, от России. Первоначально компания называлась "Квайсинся". Образовалась она в 1911 году, а в 1914-м был выпущен автомобиль, получивший название DAT-GO. Потом были две мировые войны, грузовики, победы на американском рынке легковых автомобилей. Настолько крутые, что компания Nissan, которой в 80-х уже принадлежала марка, поняла, что если так дальше пойдет, то Datsun в Америке будут знать все, а Nissan останется в безвестности. В общем, осенью 1981 года было объявлено решение — отказаться от использования фирменного знака Datsun в целях укрепления торговой марки Nissan.

Но, как говорили нам в детстве мамы и бабушки, хлеб выбрасывать нельзя, даже если он зачерствел, поэтому бренд Datsun остался "лежать на полке" в ожидании своего часа. Прошло ровно 100 лет с момента появления DAT-GO. И на сцену из глубин истории вышел on-DO. Встречайте.

On-DO это последствия курортного романа АвтоВАЗ и Nissan

Оn-DO - автомобиль гольф-класса, созданный Nissan Motor Company специально для российского рынка под брендом Datsun. Это, как любят говорить в музыкальных школах, вариация на тему Lada Granta, у которой есть даже собственный индекс - ВАЗ-2195. Можно сказать, что on-DO - это последствия "курортного романа" АвтоВАЗ и Nissan. Седан был официально представлен 4 апреля 2014 года, как раз спустя девять месяцев после начала сентября - бархатного сезона. Правда, серийное производство началось только 14 июля 2014 года.

Слово do может быть переведено как на "ходу", в то время как on указывает на прилагательное или глагол. Прибавив datsun, получаем нечто вроде "желание сделать свободу передвижения доступной для всех". И это не шутка, между прочим.

Так что же представляет собой это "дитя" Granta и солнышка из логотипа Nissan?

Когда-то, году в 2000-м, миллионы автомобилистов в стране мечтали о "Ладе, похожей на иномарку". Многие прилагали титанические усилия, чтобы построить коммунизм в отдельно взятом гараже. В ход шли кресла от Mercedes с более или менее успешно подключенными электрорегулировками, панели от BMW E28 и брызговики Sparco. Сохранился ли этот тренд после 15 лет развития рынка? Сложно сказать, разве что кризис может сыграть на руку Nissan, вернув мысли сограждан на этот избитый шлях. Полученные буквально вчера новости от компании подтверждают догадку - продажи Datsun растут.

Однако, справедливости ради, Datsun on-DO вовсе не "заколхоженная" Lada. Это действительно воссозданная внутри Lada иномарка, которую нельзя увидеть, но можно почувствовать. Почему невозможно увидеть, обсудим позже. А вот как ее можно почувствовать, сейчас объясню.

Nissan просто не способна что-то "заколхозить". Компания обладает технологиями, которые нарабатывались десятилетиями и превратились в набор штатных опций для всего модельного ряда. Судите сами: если у вас лобовое стекло с подогревом, эффективные шумоизоляционные материалы, проверенные газовые амортизаторы, целый набор кнопок, приборов и дефлекторов для передней панели, налаженная технология окраски, светотехника, штампы для современных радиаторных решеток и бамперов, пластик и ткани для салона и кресел, термоэлементы подогрева сидений, вакуумный усилитель тормозов, датчик дождя, уплотнители дверей, замки и многое-многое другое, вы можете вставить это все хоть в картонную коробку, и она будет похожа на иномарку. По крайней мере, внутри.

Иногда благодаря вышеперечисленному вы даже можете видеть эту иномарку, эфемерную, как мираж. К примеру, пользуясь экраном тач-скрин (доступен в топовой комплектации), вы вдруг замечаете, что водитель соседней Volvo смотрит на вас со смешанным чувством удивления и возмущения. "Боже, - думает он, - я отдал за свою машину чертову уйму денег пять лет назад. А у этого Дацуна тач-скрин!"

Есть и такие особенности, которые одновременно рождают и уничтожают мираж иномарки. К примеру, все двери в Datsun on-DO очень широко открываются. Это удобно и это "по-иномарочьи". Рекомендуется взять на заметку тем, кто собирается возить детей в детских креслах на заднем сиденье. Усаживать и вызволять их из кресла - действительно удобно. Но вот вам обратная сторона медали. Многие видели такую картину: владелец Lada распахнул дверь и высунулся на проезжую часть, чтобы сплюнуть на асфальт. Если вы увидите ту же картину, но с Datsun в главной роли, знайте, водитель не собирается совершить этот постыдный акт. Он просто пытается дотянуться до ручки. Это так сложно, что в конечном итоге приходится хвататься за карман, который такого обращения долго не выдержит. Или, например, оглядываясь назад, чтобы кого-нибудь не задавить, вы видите три подголовника заднего ряда и ощущаете эффект иномарки. Но если у вас нет насморка, эффект снижается, ибо в салоне On-Do пахнет, как в Granta. Глядя на руль, вы видите логотип Datsun, но, схватившись за него, понимаете - Lada. И таких примеров можно привести много.

Когда же я увидел знакомый блок с надписью "Сделано в России", тут же захотелось проверить уровень масла, что редкость по отношению к тестовым автомобилям

Иномарки точно нет под капотом. В базовой комплектации Access седан on-DO получил бензиновый восьмиклапанный четырехцилиндровый двигатель ВАЗ объемом 1,6 литра и мощностью 82 лошадиные силы. Это даже меньше, чем у Granta. Впрочем, если решитесь на Datsun в более высокой комплектации - Trust или топовой Dream, получите "грантовский" двигатель об 87 силах и 140 Нм крутящего момента с облегченной шатунно-поршневой группой. Сложно сказать, будет ли разница в динамике, но об этом несколько позже.

Когда же я увидел знакомый блок с надписью: "Сделано в России", тут же захотелось проверить уровень масла, что редкость по отношению к тестовым автомобилям. Мало ли что. С продукцией ВАЗ лучше перестраховаться.

Запустив двигатель и взглянув на приборы, первым делом утыкаешься в огромных размеров цифру на монохромном LСD экране, лишний раз напоминающую о необходимости "перебдеть" с вазовским двигателем. Цифра отражает температуру антифриза в системе охлаждения. Что ж, перегрев для Lada действительно серьезная проблема, но зачем об этом кричать? Строго говоря, в on-Do целых два экрана, один над другим, и на втором доступны различные режимы отображения информации. Там можно получить показания времени, одометра или счетчика пройденного за поездку расстояния, среднего расхода топлива и остатка топлива в баке. Самое забавное там - крошечные "аналоговые" часики в левом верхнем углу. Просто кружок со стрелками, диаметром миллиметра три. Для чего это сделано, неизвестно.

Описание салона едва ли займет много времени. Здесь вас встретят до боли знакомые складные дефлекторы вентиляции, которые рачительные ниссановцы используют буквально везде, жесткий, но опрятный пластик, незамысловатые переключатели и вращающиеся ручки потенциометров. С трудом представляю себе, чем будет руководствоваться человек, выбирающий между Datsun on-DO и, скажем, тем же Renault Logan или Chevrolet Cobalt. Нужно быть тончайшим эстетом, чтобы находить аргументы за и против. На мой взгляд, салоны автомобилей бюджетной категории следует выбирать по другим критериям - удобство кресел, организация пространства, запах, наконец. Для этого ощущения лучше всего проверять с завязанными глазами. Впрочем, несколько опций, предложенных в Datsun, способны перевесить чашу весов в его пользу. К примеру, уже упомянутый тач-скрин с навигационной системой, или очечник слева над проемом водительской двери.

Навигационная система неплоха, равно как и звучание аудиосистемы. Дешево, но пристойно, как и все остальное. Правда, на второй день навигатор, видимо, распихав файлы кэша во все доступные ячейки памяти, сдался и выдал забавную табличку с предупреждением о невозможности дальнейшей работы. Такие надписи часто видишь на экране банкомата, когда у тебя особенно мало времени, и очень нужен кэш. Впрочем, после "перезагрузки", то есть, поутру, табличка исчезла и более не появлялась. Что же касается удобства системы, то оно гарантировано одним крупным производителем софта для навигаторов, и соответствует современному уровню.

Ощущения от работы пары двигатель - трансмиссия начисто разрушают мираж иномарки, зато обладают ярко выраженным седативным воздействием. Услышав знакомый вой шестеренок коробки передач, я испытал успокоение, которое усилилось при начале движения. Lada, то есть, конечно же, Datsun, бережет фамильные ценности: в этом автомобиле можно стартовать с пробуксовкой. Молодежь должна быть довольна. Для первой машины этот седан подходит как нельзя лучше. С одной стороны, есть к чему стремиться, с другой стороны, не стыдно пригласить девушку на прогулку.

Шум в салоне на удивление неплохо подавлен. Естественно, как и во всех бюджетниках, гораздо легче расправиться со звуковыми волнами, проникающими сбоку, чем с теми, что идут снизу - таковы уж свойства небольшого кузова из тонкой листовой стали. На высокой скорости звуки из арок сливаются в нечленораздельное глухое бормотание, напоминающее вздохи грешников, раздающиеся из-под земли. И тем не менее, двигаясь по шоссе, не требуется напрягать связки, чтобы говорить.

ФОТОРЕПОРТАЖ:

Динамика более чем удовлетворительна. А вот с максимальной скоростью советую проявлять осторожность. Скорость 140 километров в час вполне достижима, но уже находится на грани крейсерской, даже при условии движения по шоссе с хорошим покрытием.

Здесь будет уместно упомянуть и о новом безредукторном электроусилителе руля, нивелирующем чувство страха на высокой скорости. Руль чрезмерно легок, но демонстрирует больше желания вернуться в центральное положение по сравнению с Granta.

Самое замечательное, что благодаря измененному диаметру пружин и новым газовым амортизаторам "ладовская" длинноходная подвеска глотает все, что только способна предложить российская дорога. До отбойника мне не удалось дойти, как я ни старался, да и пузом "цепануть" колею тоже не вышло благодаря более чем солидному 174-миллиметровому клиренсу. Стальная защита двигателя венчает этот триумвират, буквально созданный для дачников.

Крупнеший субъективный плюс автомобиля - его внешность. Это, пожалуй, единственная особенность, которая позволяет шепотом, когда рядом никого нет, произнести, "моя иномарка, мой японский Datsun". В сравнении с Lada Granta внешность on-Do необычайно выигрышна. Украшенная крупными сотами решетка радиатора и передний бампер с симпатичными нишами в нижней части и противотуманными фарами, упрятанными в постаменты, украшенные повторяющим рисунок радиаторной решетки орнаментом - все это очень неплохо. Картину довершают новые фары приятной рубленой формы. Но главное достижение - удлиненный задний свес. Трудно подобрать слово, которое позволило бы достоверно описать, как замечательно облагородили задний бампер и крышка багажника узнаваемый профиль Lada Granta. Объем багажника увеличился, но с исчезновением "ладовской" крышки с подштамповками задняя часть стала гораздо изящнее и визуально меньше.

Подводя итоги, можно сказать - на современном грустном экономическом фоне Datsun on-DO едва ли не лучшее предложение за те деньги, которые за него просят, а сейчас это приблизительно от 400 до 550 тысяч рублей. Это иномарка, которую нельзя увидеть, но можно почувствовать благодаря стандартным технологиям Nissan примененным для доводки Lada Granta. Это удобный седан на все случаи жизни, с МКПП, улучшенной шумоизоляцией, доработанной подвеской, приличным салоном и увеличенным багажником. Такие автомобили сейчас рынку нужны.

Дата 14 апреля 2016
ФотоДмитрий Александров
АвторДмитрий Александров

ОПРОС

Поддерживаете ли вы платные дороги?
  • Поддерживаю
  • Не поддерживаю
  • Мне все равно