6 фото
Тест-драйв Nissan Qashqai: Ремикс золотого хита

Nissan Qashqai второго поколения, несомненно, автомобиль знаковый. Сколько бы ни спорили производители, кто из них и в какие лохматые годы изобрел кроссовер, для многих в нашей стране кроссоверы начались с Qashqai. Трудно припомнить автомобильный бум, равный по мощности "кашкаймании" 2007-2008 годов. Для меня очереди продолжительностью в год ассоциируются в современной истории лишь с псевдоамериканской машиной, ставшей синонимом кредитного счастья. До нее подобная истерия вокруг машин возникала только в СССР. Прекрасно помню рассказ одного пожилого человека о том, как ему, после 2 лет, проведенных в очереди на покупку "Москвич" внезапно предложили приобрести только запущенные в производство "Жигули". По его словам, осознав, насколько удачный шанс им выпал, они с женой оба расплакались. Полагаю, что в 2008 году многие тоже плакали от счастья, но по другой причине - купить такой автомобиль, как Qashqai, за те деньги, что за него просили на старте, было решительно невозможно.

Однако любой бум, каким бы невероятным он ни был, рано или поздно заканчивается, как и все в этом мире. Поэтому, автомобиль, названный в честь племени со смешным названием "кашкайцы", потребовал обновления, которое произошло в 2014 году. Второе поколение, как это далеко не всегда случается, оказалось лучше первого, но нового бума, увы, не случилось. Тем не менее, модель сохранила позиции респектабельного бестселлера. В частности, по состоянию на март 2016 года аналитики отвели ей 18 место в Топ-25 самых продаваемых автомобилей в России.

Что же такого удивительного в Qashqai? В чем секрет его непрекращающейся способности нести золотые яйца? Я много раз пытался ответить на эти вопросы, и, кажется, нашел подходящую формулировку.

Nissan Qashqai это современная инкарнация печи, на которой ездил Емеля. Сказочный персонаж, как известно, был лентяем, но даже лентяй способен, в принципе, заработать сумму, необходимую для покупки Qashqai. При этом вы получаете не просто автомобиль, а настоящую чудо-печь, исполняющую желания. Захотелось проехаться зимой на дачу - пожалуйста. Жаль денег на доставку мебели из знаменитого псевдошведского магазина - извольте. Конечно, без фанатизма, да и пирожки Qashqai печь не умеет. Если же говорить серьезно, то это сочетание кузова хэтчбек, экономичной шестиступенчатой МКПП или вариатора с возможностью выбрать вариант с полным приводом. То, что нужно для России.

Заботясь о том, чтобы паства не скучала, в феврале Nissan начал продажу обновленного Nissan Qashqai российской сборки. Автомобиль и так был отличным, поэтому изменения коснулись каких-то мифических деталей, наподобие сайлентблоков заднего подрамника. Подозреваю, что это был повод скрыть за красивым флером простой и будничный факт - компания Nissan запустила сборку модели на заводе в Санкт-Петербурге, не видя более смысла ввозить дорожающие с каждым днем машины из Англии. Один из автомобилей российской сборки попал к нам на тест. Это был кроссовер с относительно недавно появившемся в линейке 1,6-литровым 130-сильным турбодизелем, передним приводом и вариатором.

Чтобы сразу отмести вопросы по поводу новых сайлентблоков подрамника, позвольте вспомнить старую шутку. В России существуют сотни видов водки. Так вот, мужик, который способен отличить один от другого, это не мужик, а, скажем, интеллигент. Что, конечно же, не факт, что плохо, но почувствовать на своей пятой точке влияние этих сайлентблоков лично я не смог. Автомобиль как был слегка жестким, так и остался. Что, опять же, вовсе не плохо, потому что жесткость это всегда хорошо для управляемости, если не брать в качестве примера УАЗ. Засим перейдем к дизайну, который в современном мире стал основным критерием выбора автомобиля.

Очевидно, что в Nissan существует стратегия создания автомобилей для всех категорий общества, от эстетически подкованных девушек, до тех, кому вообще все равно, как выглядит автомобиль, лишь бы ехал. По этой причине часть населения до сих пор не может простить компании Juke, одновременно признавая право на существование таких моделей, как Sentra. Странно даже представить, что такие разные модели появляются в рамках одной школы дизайна. Популярный Qashaqai тяготеет к условному течению Juke, но без оттенка экспериментальности. Наблюдательный человек заметит между ними определенное сходство, к примеру, чуть чрезмерно раздутый капот. Однако если в случае c Juke каждая форма подчеркнуто гипертрофирована, дизайн экстерьера Qashqai подчинен чувству меры.

В дизайне Qashqai второго поколения можно усмотреть и еще одно направление. Его представляют собранные со всего автомобильного мира «трендовые» детали. К примеру, стреловидные светодиодные ДХО, интегрированные в блоки фар. Несомненно, Nissan не может претендовать здесь на изобретение, но еще одним маркетинговым "кирпичиком" эта деталь является. Во время поездки в темноте мне пришла в голову мысль - человек, который едет впереди, вероятно, решил, что за ним следует Audi. Возможно, это недостойный пустяк, но тщеславие, не такой уж порок, и уж точно отличный драйвер продаж. Кстати, форма ДХО Qashqai уникальна, и если вы знаток, поймете, что на хвосте не Audi.

Я специально попросил разрешения у знакомых проехать за рулем их Qashqai первого поколения, чтобы оценить изменения, произошедшие в интерьере. Эффект довольно удивительный. Салон, попросту говоря, совсем другой. И в то же время понимаешь, что сидишь в том же автомобиле. Вероятно, дело здесь в запахе - знакомый каждому владельцу Qashqai специфический аромат так и не выветрился за 7 лет. Того же можно ожидать и от второго поколения. В каком-то смысле это даже удобно - не нужно будет, краснея, писать в объявлении о продаже «в салоне никогда не курили». Это все равно невозможно определить.

Панель первого Qashqai чрезмерно проста. Единственной запоминающейся деталью являются эти уже набившие оскомину складные дефлекторы, которых, вероятно, выпущены миллиарды для всех автомобилей концерна. В новом Qasqai произошел очевидный сдвиг в сторону премиальности. Во-первых, в интерьере появился дизайн, как таковой. Во-вторых, для отделки большинства элементов применен новый мягкий глянцевый пластик. Появилась огромная панорамная крыша, которую нельзя открыть, зато можно закрыть непрозрачным щитом, превосходно имитирующим потолок. Отлично поработали создатели разного рода кнопочек, если, конечно, такая дизайнерская специализация существует. Отлично продумана эргономика, особенно, для тех, кто любит "кроссоверную посадку". Возможно, кому-то покажется, что кресло водителя могло бы опускаться и ниже, но для меня высокая подушка - всегда плюс. Кроме того, благодаря электроприводу регулировки в 6 направлениях найти "свое" положение, вероятно, сможет любой. В противном случае, это просто "не ваш" автомобиль.

Не обошлось, конечно же, и без недостатков. Пока что мне приходилось ездить только в одном автомобиле, в котором я бы не смог понять по звуку, что под капотом - дизельный двигатель или бензиновый. Не думаю, что существует какая-то конструктивная возможность избавиться от типового рокота дизельного двигателя, да и экономия на шумоизоляции - явно не лучший способ что-то выиграть в смысле финансов. В том автомобиле, о котором я говорю, двигатель был с трех сторон буквально укутан в серебристый щит. Почему-то не возникает ощущения, что эта штука так уж дорого стоит, сложна в производстве или установке. Возможно, дело в том, что в Qashqai принцип бюджетности доминировал при расчетах шумовиброизоляции не только моторного отсека, но и салона. Звук дизельного двигателя не покидает вас никогда, а когда стоишь на месте, отчетливо ощущаешь еще и вибрацию. Возможно, при обновлении следовало уделить внимание не сайлентблокам заднего подрамника, не знаю...

Если бы меня не предупредили о том, что вариатор умеет имитировать переключение передач, я бы пребывал в уверенности, что в автомобиле установлена АКПП, до сих пор. С одной стороны, это совершенно гениальное решение. В игре участвует и коробка передач, и двигатель. Коробка имитирует "проход через нейтраль", двигатель делает вид, что коленвал на мгновение освободился. Имитация переключений позволяет удовлетворить ретроградов, которым по каким-то одним им ведомым причинам не нравятся внешние проявления работы бесступенчатого вариатора. Как и почему она может не нравится? С другой стороны, явление заставляет задуматься о том, - а куда мы вообще все катимся? Другая японская компания в совершенстве овладела производством хитрых механических свистков, изображающих рокот отработавших газов в выхлопной трубе. И все это для того, чтобы у водителя не возникало ощущения, что автомобиль «какой-то не тот». Что будет дальше? Впрочем, понятно, отсутствие прямой связи между рулевым валом и рулевым механизмом, системы автоматического управления, закат двигателей внутреннего сгорания. Ретроградам точно мало не покажется.

Турбодизель оказался не только шумным, но и экономичным, а главное, тяговитым. Расходуя от 7,5 до 8,5 литров топлива в смешанном цикле, он развивает 240 Нм. Если вы ведете кочевую жизнь и ездите только по трассе, можете рассчитывать и на 5,5 литров. В паспортные данные лучше не заглядывать, чтобы не расстраиваться. Выбирайте автомобиль сердцем и руководствуйтесь внутренними ощущениями. В этом случае вы не поверите, когда любопытство все-таки пересилит, и вы увидите, что разгон до 100 км/ч занимает по паспорту 11,1 секунду. Кажется, что автомобиль значительно "бодрее".

Бодрость под стать управляемости Qashqai, которая, я в этом абсолютно уверен, стала важной составляющей "кашкаймании" вокруг первого поколения. После обновления, которое, естественно, коснулось не только сайлентблоков заднего подрамника, клиренс автомобиля увеличился до 200 миллиметров. Но это изменение не коснулось дизельной версии, которую мы тестировали. Дорожный просвет дизельного Qashqai составляет прежние 185 миллиметров. Кроме того, по кругу ставятся новые амортизаторы с двухканальной системой демпфирования, которые лучше отрабатывают самую характерную неприятность российских дорог - частую гребенку. Благодаря этому автомобиль обладает совершенно не кроссоверным "держаком". Конечно, после седана вы почувствуете, что центр тяжести выше, но благодаря уже упомянутой жесткой короткоходной подвеске кренов почти нет, и ездить динамично в Qashqai совсем не страшно. После перехода на «питерскую» сборку модель получила новые штатные шины Pirelli Scorpion. Можно сказать, что кроссовер вполне предсказуем - в повороты входит уверенно и именно по тому радиусу, который просили вы, а не по тому, по которому "он сам может".

Честно говоря, лично мне приобретение дизельной версии кажется весьма сомнительным мероприятием. Какой бренд ни возьми, дизельный вариант модели всегда окажется дороже аналогичной по характеристикам бензиновой версии. Сколько нужно проездить на автомобиле, чтобы покрыть разницу в стоимости за счет экономии на топливе? Если задаться целью, можно точно подсчитать, но при среднем пробеге 25 тысяч километров в год, полагаю, что достаточно долго. Кроме того, при возможности ездить на 92-м бензине с тем же расходом экономия становится еще более сомнительной. Справедливости ради, двухлитровый Qasqai, и уж подавно, кроссовер с турбодвигателем объемом 1,2 литра эту марку бензина не приемлют. Если же принять во внимание возможность встать где-то зимой из-за плохого или просто замерзшего топлива, то человек, дорожащий своим временем и здоровьем, должен, по идее, предпочесть бензиновую версию.

Впрочем, спрос на дизельные версии продолжает расти, и Nissan, как всегда, идет в ногу со временем. Конкуренты тоже не дремлют, и у самого заклятого из них - RAV4 версия с дизельным двигателем тоже имеется. Конкурентным преимуществом Qashqai остается стоимость - цены на дизельную версию стартуют приблизительно с 1 348 000 рублей, тогда как RAV4 с двигателем той же конструкции ощутимо дороже.

Дата 10 мая 2016
АвторДмитрий Александров

ОПРОС

Поддерживаете ли вы платные дороги?
  • Поддерживаю
  • Не поддерживаю
  • Мне все равно