"Полуторка" вернулась в строй

Глядя на этот грузовик сейчас, диву даешься, как люди могли управлять им: в этом автомобиле нет усилителя руля и тормозов, нет синхронизаторов в коробке передач и отопителя - отсутствуют примитивные механизмы, которые все давно привыкли видеть в машине.

А между прочим, этим грузовикам многие фронтовики обязаны своей жизнью. Эти машины делали историю.

Автомобиль, про который пойдет речь – это ГАЗ ММ и его военная модификация ММВ, модернизированные варианты "полуторки" ГАЗ-АА, которая была самой массовой моделью середины 30-х годов. Стоит упомянуть, что конструкция ГАЗ-АА базируется на автомобиле Ford-AA образца 1929 года. Именно этот грузовик стал "первенцем" тогда ещё совсем нового автозавода в Нижнем Новгороде. Первые 25 машин ГАЗ-АА, изготовленные из американских машинокомлпектов, сошли с конвейера 29 января 1932 года. Полностью из советских комплектующих ГАЗ-АА собирался с 1933 года. До 1934 года оснащался кабиной из дерева и прессованного картона. С 1934 года получил металлическую кабину с дерматиновой крышей. В 1938 году ГАЗ-АА подвергся небольшой модернизации и получил новый индекс ММ.

Конструкция автомобиля была простой и надежной: он оснащался несложным четырехцилиндровым нижнеклапанным двигателем объемом 3,2 л, скудным набором электрооборудования, а подача топлива осуществлялась самотеком. К стальной штампованной раме передняя и задняя оси присоединялись через рессоры. Оперение кабины унифицировано с легковым автомобилем ГАЗ-А. Благодаря низкой степени сжатия (4,25:1) неприхотливые двигатели ГАЗ-АА в теплое время года могли эксплуатироваться на низких сортах топлива, включая лигроин и керосин, и промышленных смазочных маслах. Низким ресурсом отличались дефицитные стартер с аккумулятором, поэтому в реальной эксплуатации автомобиль заводили "кривым стартером" , то есть ручкой. Имелся ножной колодочный тормоз и ручной ленточный.

Дорожный просвет автомобиля составлял 200 мм, что вкупе с большими по наружному диаметру шинами (840 мм) позволяло уверенно двигаться по грунтовым и лесным дорогам. Без нагрузки масса ГАЗ-АА составляла 1750 кг, а с полной нагрузкой – порядка 3000 кг. На шоссе грузовик мог развивать порядочную скорость – практически 70 км/ч. Средний расход топлива был на уровне 19,5 л бензина на 100 км пути. Все различия между ГАЗ-АА и ММ свелись к более мощному 50-сильному двигателю, усиленной подвеске, новому рулевому управлению, новому буксирному устройству и креплению запасного колеса. Внешне они были идентичны. "Полуторка" часто эксплуатировалась со значительным перегрузом, однако продолжала верно служить водителю.

После начала Великой Отечественной войны из-за недостатка стали и ряда комплектующих, завод перешел на выпуск упрощенного военного грузовика ГАЗ-ММВ. От довоенной модели он отличался кабиной с брезентовым верхом и боковинами и сварными крыльями, на которых устанавливали одну фару с водительской стороны. На передних колесах отсутствовали тормоза. Боковые борта кузова не откидывались. В 1943 году машина получила деревянную кабину, позже – вторую фару и уже после войны – передние тормоза.

Эти грузовики внесли огромный вклад в разгром фашистских захватчиков, вторгшихся на территорию нашей страны. Не забудут подвиг водителей, работавших на "Дороге жизни": они спасли десятки тысяч ленинградцев, без них вряд ли была бы столь стойкой и долгой оборона северной столицы. И наряду с людьми одним из основных героев тех событий стала знаменитая "полуторка" ГАЗ-АА/ММ.

Дата 18 июля 2007