Фото: Александр Батыру/Sokia
Kia Sorento попал в "самый скверный город"

Компания Sokia провела автопробег под названием "В поисках Тмутаракани". Семь внедорожников Kia Sorento проехали около 800 километров по территории Краснодарского края. Маршрут пролегал через города Сочи, Геленджик, Новороссийск, Анапу и заканчивался на полуострове Тамань, где путешественники искали следы древнего Тмутараканского княжества.

Внедорожная программа включала прохождение бродов, вождение на песке и вытаскивание "засевшего" автомобиля на побережье Азовского моря, дрифт-класс по дну высохшего Соляного озера. Все автомобили достойно справились с предложенными испытаниями, доказав свою пригодность к российским условиям эксплуатации. В автопробеге участвовали дизельные и бензиновые версии Sorento. Нашему экипажу достался автомобиль с трехлитровым шестицилиндровым бензиновым двигателем мощностью 241 л.с. и пятиступенчатым "автоматом".

Сочи встретил нас большой пробкой, которая остановила движение во всем центре города. Гористая местность, улицы, не рассчитанные на резко возросшее количество автотранспорта, отсутствие нужного количества парковок – все это приводит к заторам в будущей олимпийской столице. Если весной здесь еще можно проехать, то в сезон пробки отнимут много времени у путешественника.

Вырвавшись из центра, мы попадаем на настоящий горный серпантин – это трасса М-27, ведущая в Новороссийск. За плетущимся грузовиком выстраивается длинная очередь из страждущих обогнать его. Горная дорога изобилует множеством "слепых" поворотов, на большей части пути идет сплошная разметка и совершать здесь необдуманные маневры крайне опасно. Нередко случаются оползни. Кроме того, местные "джигиты" могут преподнести неприятные сюрпризы – зайти в крутой закрытый поворот по встречной полосе пути, обгоняя длинную "фуру" и в метре от тебя вернуться на свою полосу здесь в порядке вещей.

Гаишники могут стоять в самых неожиданных местах, потому следует четко соблюдать ПДД на всей горной дороге. Особенно это касается автомобилей с московскими номерами, которые особенно привлекают внимание работников ГИБДД. Пересекли "двойную сплошную" – смело готовьте как минимум, три-четыре тысячи рублей, чтобы сохранить права.

Местное население еще не привыкло к современному автомобильному "эсперанто" – водители редко благодарят или извиняются "аварийкой". Не стоит рассчитывать на мигание фарами, предупреждающее о приближении к "засаде". Водители "фур" не подсказывают сигналами поворота о возможности обгона. Зато качество асфальтового покрытия отличное. Местные дороги не знакомы с солью, реагентами, дикими морозами и шипованной резиной.

На серпантине Sorento спокойно заходил в повороты на приличной скорости, не отставая от "легковушек". Ручной режим помогал держаться на повышенной передаче, а также эффективно тормозить двигателем. Вот только сильные крены еще раз напоминали предназначение автомобиля, потому после пары виражей мы сбавили темп и наслаждались неспешной ездой.

Кавказ поражает своей уникальной природой и ландшафтом. Проехав после Дагомыса около 40 километров, мы свернули на дорогу, ведущую в поселок Большой Кичмай, чтобы увидеть "33 водопада". Недалеко от реки Шахе на протяжении пяти сотен метров расположились каскады невысоких, затененных колхидским самшитом водопадов и порогов. Они образуют огромную "каменную лестницу", по которой струится чистейшая горная вода. Живущие здесь адыги тепло встретили нас вкусным обедом, показали свое мастерство владения холодным оружием, а также исполнили народные танцы.

Чтобы добраться до водопадов, нам предстояло преодолеть несколько километров по грунтовой дороге, превратившейся в "кашу". Высокий клиренс, полный привод и понижающая передача сделали свое дело – автомобиль спокойно преодолел все препятствия.

Во второй день нам предстояло проехать около 200 километров от поселка Лазаревское на север до Геленджика, "искупаться" в горной реке Пшада, а также подняться в горы. Здесь находятся знаменитые пшадские дольмены. Чтобы добраться до них, нам предстояло несколько раз штурмовать реку вброд. Пониженная передача и небольшая равномерная скорость - вот залог успеха. Главное – не залить воздухозаборник, который у Sorento расположен справа на уровне колесной арки.

Семь внедорожников Kia Sorento проехали около 800 километров по территории Краснодарского края

На всякий случай нас сопровождал специально подготовленный УАЗ. Стоит отметить, что на Кавказе высоко ценят ульяновский вездеходпопулярное транспортное средство в горах. Также здесь любят внедорожный тюнинг: большие колеса с мощными грунтозацепами, лебедка, тросы, домкрат "хай-джек", защитные дуги, усиленная подвеска, шноркель – стандартный набор любого "джипера".

Вернувшись обратно на трассу М-27, мы продолжили путь к горе Шахан, где совершили подъем на высоту 1070 метров над уровнем моря. Чтобы успешно покорить вершину и обеспечить хорошие сцепные свойства на бездорожье, давление в шинах было снижено до 1,5 атмосфер. Нам предстояло преодолеть множество крутых склонов. На спуске самое важное – медленно катиться на пониженной первой передаче. Однако автоматическая коробка в ручном режиме предательски "подтыкала" вторую, и автомобиль начинал опасно разгоняться.

С горы Шахан открывается захватывающий вид на окрестные вершины. Это место также известно тем, что на склоне горы во время съемок фильма "Грозовые ворота" построили бутафорскую церковь, которая по сюжету фильма была уничтожена. Происхождение руин до сих пор порождает множество легенд для незнающих туристов. Здесь мы встретили потрясающий по красоте закат и уже в сумерках спустились вниз к Геленджику.

На третий день вся наша команда отправилась разыскивать следы Тмутараканского княжества. Конечной точкой маршрута был Таманский полуостров. При выезде из Новороссийска прощаемся с горами и серпантином. Дальше уже идут холмы, степь и ровные участки шоссе. Вот где можно "оторваться по полной"! Газ в пол - автомобиль бодро разгоняется до 160-170 км/ч, хотя гонять на рамном внедорожнике – это, по меньшей мере, неразумно.

Здравствуй, Кубань! Аборигены в шутку называют этот регион краем трех морей: Черного, Азовского и... винного! Благодатная земля и климат способствуют виноделию, а также ведению сельского хозяйства. Кругом расположены виноградники, пашни, фруктовые сады и хаты-мазанки. Небольшой привал мы совершили у местечка Золотой пляж на Азовском море близ Темрюка. Здесь мастер автоспорта и Чемпион России по авторалли Арсений Фролов на практике показал как нужно правильно вытаскивать "засевший" внедорожник.

После "раскопок" внедорожников мы двинулись в сторону Таманского залива к самому большому древнегреческому городищу на территории России – Фанагории. За 1600-летнюю историю города отложился мощный культурный слой, достигающий 7-метровой толщины. Археологические работы ведутся уже на протяжении ста лет, однако, удалось открыть лишь часть сооружений. Структура города по-прежнему остается загадкой, так как значительная часть поселений расположена теперь на дне моря.

Отсюда рукой подать до Керчи, где расположены радиолокационные вышки. Жители прибрежной зоны Таманского полуострова не могут нормально пользоваться сотовой связью. Здесь ее или вообще нет, или же телефоны российских операторов ловят сигналы украинских сетей, попадая в зону международного роуминга. В этом случае минута разговора или отправка SMS стоят возмутительно дорого.

Четвертый день мы провели в окрестностях "самого скверного городишки из всех приморских городов России". Именно так Лермонтов отозвался о Тамани, где его обчистили местные воры. Целая глава в повести "Герой нашего времени" посвящена этому городу. В Х-ХI веках Тамань была известна как древнерусское княжество Тмутаракань. Вокруг города ведутся раскопки – здесь располагался древний полис Гермонассы, находившийся на этом месте 2600 лет назад. О многовековой истории полуострова можно узнать в Таманском археологическом музее в самом центре города.

Недалеко от Тамани на косе Тузла (из-за которой произошел в 2003 году конфликт между Россией и Украиной) была проложена скоростная внедорожная трасса, где можно было оценить динамические качества автомобиля на твердом и рыхлом грунте. Под конец дня организаторы устроили дрифт-класс по дну высохшего Соляного озера. Sorento "резвился", эффектно вздымая в воздух комья грязи и сырого песка.

Уезжать из Краснодарского края не хотелось. Пять дней, проведенных на Кавказе и Кубани, показали, сколько всего интересного можно повидать на юге России. Если вы захотите отдохнуть здесь, то лучше совершить поездку в конце весны или в самом начале осени. В это время не так много туристов, а на улице уже или еще тепло.

Не забывайте о соблюдении ПДД. Не стоит переоценивать свои водительские способности, особенно на горных дорогах. Ехать лучше не спеша – насладитесь теми красотами, которые можно увидеть из окна автомобиля. Внедорожник как раз подходит для таких поездок. Он не способствует быстрой езде по серпантину, зато даст возможность побывать там, куда не проедешь на обычном автомобиле.

Технические характеристики Kia Sorento
КУЗОВ
Тип универсал
Количество дверей 5
Количество мест 5
Объем багажника, л 897/1849 (при сложенных сиденьях)
РАЗМЕРЫ
Длина, мм 4590
Ширина, мм 1884
Высота, мм 1730
Колесная база, мм 2710
МАССА
Снаряженная масса, кг 1965
Полная масса, кг 2550
ДВИГАТЕЛЬ
Тип двигателя бензиновый, 6-цилиндровый, V-образный, с распределенным впрыском
Рабочий объем, см3 3342
Расположение спереди, продольно
Число клапанов 24
Максимальная мощность 241 л.с./177 кВт при 6000 об/мин
Максимальный крутящий момент 307 Нм при 4500 об/мин
ТРАНСМИССИЯ
Тип коробки передач автоматическая, 5-ступенчатая
Привод полный
ШАССИ
Передняя подвеска независимая, пружинная, двухрычажная, со стабилизатором
Задняя подвеска зависимая, пружинная, многорычажная, со стабилизатором
Размер шин 245/70 R16
ТОРМОЗА
Передние дисковые, вентилируемые
Задние дисковые, вентилируемые
ДИНАМИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Разгон 0-100 км/ч, с 9,2
Максимальная скорость, км/ч 190
РАСХОД ТОПЛИВА НА 100 КМ ПУТИ
Городской цикл, л 14,2
Загородный цикл, л 8,9
Смешанный цикл, л 10,8
Топливо бензин АИ-95
Объем топливного бака, л 80
Стоимость тестируемого автомобиля около 1 100 000 рублей

Дата 17 июня 2008
ФотоФото: Александр Батыру/Sokia