Права категории "А" без автошколы

Лето в самом разгаре, и все больше автомобилистов смотрят с завистью на водителей мотоциклов и скутеров, которые прорезают городские пробки. Если вы в числе потенциальных байкеров, то пора открывать категорию "А", которая дает право управлять двух-, трех- и четырехколесными транспортными средствами, снаряженная масса которых не превышает 400 кг.

Вокруг получения корочек построена целая индустрия, предлагающая совершенно разные услуги кандидатам в водители: от официальных занятий в мотошколе до крайне сомнительных вариантов покупки.

Обладателям прав на управление автомобилем зачастую не хочется во второй раз записываться в автошколу. При этом многие умеют ездить на двухколесных: кто-то учился на даче, кто-то на курорте, где получить скутер или даже мотоцикл можно по обычным правам категории "В". В этом случае можно сдать экзамен экстерном.

Шаг первый – сбор документов

Чтобы открыть категорию "А", вам необходимо прийти в ГИБДД по месту прописки, имея с собой документ, подтверждающий, что вы закончили автошколу (подойдет справка о вашем обучении на автомобильные права), медицинскую справку и паспорт. Вам могут пригодиться несколько ксерокопий каждого документа. Далее вы пишете заявление и оплачиваете квитанцию в 360 рублей за сдачу экзамена.

Если вы получаете медицинскую справку не в поликлинике по месту жительства, а в частном центре, то вместе со справкой вам должны дать так называемое подтверждение – это документ, где имеется информация о медицинском центре. Кстати, наибольшее число отказов о приеме документов связаны именно с отсутствием подтверждения. Что касается свидетельства об окончании автошколы, то достаточно отучиться на категорию "B".

Шаг второй – теоретическая часть

Если вы ездите каждый день по улицам города и не попадаетесь на нарушениях, это не значит, что у вас знание правил идеально. Попробуйте вспомнить, за сколько метров до ближайшего рельса следует остановиться на нерегулируемом железнодорожном переезде? Если вспомнили, что сделать это следует за 10 метров, то вам предстоит еще узнать минимальный остаточный рисунок протектора на мотоциклах (0,8 мм). Иными словами: правила стоит повторить перед экзаменом.

Как показывает практика, делать это лучше всего по on-line тестам, которые есть в Интернете. Интернет-вопросы в большой степени совпадают с теми, что будут в ГАИ на экзамене. В ответах на 20 вопросов допускается сделать не более двух ошибок.

Шаг третий – практическая часть

Практическая часть экзамена на категорию "А" порой превращается в настоящее шоу. Вот только представьте, приезжают десятки парней на серьезных мотоциклах (некоторые из которых разгоняются быстрее самолетов) с полной уверенностью, что выполнят все упражнения без проблем... Два часа спустя большая половина из них уезжают ни с чем. Реальная практика вождения и практическая часть экзамена – две, как говорят в Одессе, большие разницы. Тут есть несколько секретов.

Во-первых, не на каждом мотоцикле легко выполнить экзаменационные упражнения. Во-вторых, следует внимательно запомнить последовательность выполнения упражнений, так как за каждое неправильное действие снимаются баллы. Некоторые инспекторы позволяют сдающим проехать каждое упражнение по разу в качестве тренировки.

Мотоцикл, на котором сдается экзамен, может принадлежать ГАИ, но чаще его привозит автошкола. Если у вас есть свой, то можете сдавать на нем. В этом случае потребуется полный комплект документов (свидетельство о регистрации, ТО, страховка), однако далеко не на каждом можно проехать "змейку" или "восьмерку". Радиус поворота и масса многих мотоциклов просто не позволят вам сдать экзамен. Представьте, что вы пытаетесь проехать "змейку", предназначенную для легкового автомобиля, на КАМАЗе, - и все станет ясно.

Если ваша главная задача - получить права, а не попасть в книгу рекордов, то лучше сдавать экзамен на дорожном мотоцикле с двигателем в 100-150 кубических сантиметров. Также хорошо подходят легкие эндуро в 200-250 "кубиков". Есть случаи, когда люди сдают на отечественных "Восходах", "Совах" и "ИЖах", но сделать это крайне сложно без серьезной подготовки. На моих глазах достаточно компактная "Ява-350" не смогла проехать "восьмерку", так как багажником зацепила конус "змейки".

Всего предлагается выполнить три упражнения. Они достаточно простые, и сотрудник ГАИ подробно рассказывает, что от вас потребуется.

Шаг четвертый – замена удостоверения

Если принять во внимание очереди, которые в ГИБДД не редкость, эта простая процедура может занять полдня. Вы отдаете старое удостоверение и получаете новое. Некоторые пробуют "потерять" старое удостоверение, но лучше этого не делать, так как при первой проверке это выйдет наружу.

Цена вопроса

Опустим вопрос покупки прав с надеждой, что эта практика как можно скорее уйдет в прошлое.

Пройти медосмотр в Москве в коммерческом центре с целью получения справки стоит от 500 до 1000 рублей. Первоначальная сдача экзамена оплачивается квитанцией в 360 рублей, каждая последующая в 60 рублей (если пересдаете "практику", то 100 рублей). Аренда мотоцикла обойдется примерно в 250-500 рублей за час, изготовление нового водительского удостоверения еще в 350 рублей.

Есть и еще важные затраты – временные. Теоретически можно уложиться в 1-2 дня, но на практике я потратил пять дней, которые были разнесены на месяц. Что касается финансовых затрат, то мне это стоило чуть более 2 тысяч рублей.

Альтернативный путь: пойти в мотошколу. Там вы еще раз пройдете обучение теории и сможете спокойно подготовиться к сдаче практики. Сотрудники школы сделают получение удостоверения более простым – они хорошо знают, к какому окошку и когда надо подойти. К тому же их знают и сотрудники милиции – а это немаловажно.

Также "принадлежность" к мотошколе позволит вам сдавать экзамены на том мотоцикле, на котором вы обучались. Найти хороший мотоцикл в ГАИ или у частного владельца удается не всем. Обучение в школе стоит в среднем 10-15 тысяч рублей. Также помните, что займет это несколько месяцев, а поскольку мотоциклетный сезон короток, лучше с этим не затягивать.

Дата 3 июля 2008
АвторВасилий Невзоров

ОПРОС

Поддерживаете ли вы платные дороги?
  • Поддерживаю
  • Не поддерживаю
  • Мне все равно