Осенние холода приносят не только насморки и простуды, но и головную боль под названием "переобуваем машину".
Понятно, что на летней резине ездить при низких температурах не надо (хотя есть любители). Попытка сэкономить и прикупить комплект "всесезонной" резины тоже вряд ли закончится чем-то хорошим. Ну не может покрышка одинаково хорошо цепляться за асфальт и в жару, и в холод. Стабильный спрос на такую резину есть только в США, где мягкая зима (а в некоторых штатах это фактически лето круглый год) и качественные длинные хай-веи. Конечно, этот вариант за счет своей экономичности (не надо траться на шиномонтаж и второй комплект шин) и привлекателен, но для наших широт это все-таки не вариант. Даже если вы ездите только по очищенным улицам города. Дело ведь не только в наличии или отсутствии снега. "Всесезонка" теряет свою гибкость уже при температуре воздуха ниже 7 °С, что автоматически увеличивает тормозной путь.
Историческая справка
Начало 20 века – появляется первая зимняя резина, сохранявшая эластичность при низких температурах.
1908 год – компания Goodyear начинает презентовать свои разработки в области универсальной, подходящей под все сезоны, резины.
1933 год – компания Michelin впервые представляет шипованную резину для тяжелых зимних условий.
Конец 50-х годов 20 века – появление шипованной резины, приближенной к натуральному современному варианту. До этого момента конструкция несколько отличалась: в покрышках делали сквозные отверстия, изнутри вставляли стальной болт, а снаружи его фиксировали обычной гайкой.
Можно сказать, что уже начиная с 30-х годов прошлого века проблема выбора, встававшая в европейских странах перед автолюбителями накануне морозов, формулируется следующим образом – шипованная или нешипованная резина? Обе условно делятся на "европейскую" и "скандинавскую", в зависимости от требований и температурных режимов различных стран.
Так, шины, поставляемые в страны с более мягким климатом отличаются от скандинавской (финской или шведской) меньшим количеством ламелей (нарезок) и более жестким компаундом, что позволяет безопасно передвигаться на высоких скоростях по заснеженной дороге. Кстати, не в последнюю очередь из-за таких покрышек и появился миф о "всесезонках", так как внешние они схожи с летним вариантов "обувки". Справедливости ради стоит отметить, что "европейские" шины иногда встречаются и в шипованном варианте, однако эффективной их работу можно назвать только на ледяной корке. Во всех остальных случаях шипы только увеличивают тормозной путь.
Нам же стоит обратить внимание на покрышки, изготавливаемые скандинавскими брендами. Финны и шведы знают толк в настоящих морозах, так что и шины делают соответствующие: с большим количеством ламелей и из мягких сортов резины, которые не дубеют при сильном морозе. У таких покрышек минус только один - мягкая боковина и подминающийся протектор плохо влияют на управляемость автомобиля на чистом асфальте (тем более, если речь идет о шипах).
Вышеупомянутые члены ЕС, кстати, одни из немногих, кто не только производит, но и активно применяет "шиповку" в зимние месяцы. Однако не пытайтесь въехать в Финляндию на шипованной резине с апреля по ноябрь – могут и развернуть, так как в это время шип там запрещен. А вот в остальное время – пожалуйста, хотя можно обойтись и простой "липучкой". В обязательном же порядке шипы понадобятся при въезде в Швецию и страны Прибалтики (Эстония и Латвия), хотя в Литве шипованная резина только рекомендована, но не жизненно необходима. В Норвегии зимняя резина необходима с 1 октября, но за "шип" могут взять сбор (например, за въезд в центр Осло).
Зато совершенно точно законодательно запрещена шипованная резина в Англии, Франции, Германии, Польше и Японии. Впрочем, для горных или холодных районов этих стран все-таки допускают использование "зубастых" покрышек.
Случается и так, что на шипы вводятся некоторые ограничения. Например, скорость передвижения на такой резине в Бельгии сокращена до 60 км/ч, в Швейцарии – до 80 км/ч. В некоторых районах все той же Германии шипованную резину не приветствуют на автобанах и на скоростях выше 50 км/ч.
Все это понятно - опубликованные исследования гласят: использование шипов увеличивает износ асфальта в 5-8 раз. Правда, эти же исследования утверждают, что тормозной путь машины зимой на такой резине в 1,8 по сравнению с летним вариантом.
Так что остается решить только несколько деталей. Например, покупать ли дополнительный комплект дисков для зимнего комплекта? Конечно, если финансы позволяют, это стоит сделать совершенно точно. Причем можно ограничиться стальными (они более ударопрочные и меньше деформируются по сравнению с литыми или коваными, да и их ремонт, если что, выйдет дешевле).
Ну, и последний совет: зимнюю резину лучше подбирать поуже и повыше летней, при этом прислушиваясь к рекомендациям автопроизводителя. Это правило работает очень просто: так как зимой площадь пятна контакта колеса уменьшается, более узкая шина быстрее «доберется» сквозь снег до асфальта.
Подведем итог: уже с наступлением первых заморозков стоит направляться в сторону шиномонтажа. Однако даже выбрав самую топовую и лучшую зимнюю резину, не стоит рассчитывать на идеальное сцепление с дорогой. Придется держать в голове все время мысль об увеличенном тормозном пути. Правильно выбирайте скоростной режим и не лихачьте. Тогда в любую непогоду вы благополучно доберетесь из точки A в точку B. Ровных вам дорог!
ТЕМЫ
Москва дороги АвтоВАЗ новинки Париж-2014 Lada ММАС-2014 ГИБДД парковки штрафы тест-драйв кроссоверы Honda парковка ДТП МКАД Nissan Renault Kia ЦОДД