Маленький гигант большого города

С октября прошлого года у российских автолюбителей появилась новая игрушка. Этот малыш носит гордое имя Toyota iQ. Судя по габаритам, он ориентирован на покупателя, который, живет в мегаполисах с их ограниченным местом для парковки и изматывающими пробками.

iQ - самый маленький автомобиль, продающийся официально на территории России. Его прямые конкуренты намного габаритнее. Например, Daewoo Matiz или Peugeot 107 длиннее почти на полметра. Даже наша "Ока" на 20 сантиметров больше. Перещеголять японца смог бы разве что Smart ForTwo, с его двумя с половиной метрами длины, но концерн Daimler AG, которому принадлежит бренд Smart, не спешит выходить с ним на российский рынок.

На московских дорогах встретить кроху iQ почти невозможно, и причин тому несколько. Прежде всего, наш российский менталитет, заставляющий покупать то, что "побольше", чтобы чувствовать себя увереннее на дороге. Да и шесть семерок цены (у официальных дилеров Toyota iQ стоит 777 777 рублей в единственной комплектации "Престиж") вряд ли способствуют "наводнению" этими авто дорог страны.

Оценить преимущества этой машинки можно при первой же парковке: место для iQ можно найти даже в самых безнадежных ситуациях. 16-дюймовые колеса создают достаточный клиренс для въезда на бордюр. Не мешают даже аэродинамические накладки, свисающие с переднего бампера.

Внутри iQ кажется больше, чем снаружи. Тут довольно много места для двоих, чтобы не тереться друг об друга локтями и не упираться коленями в подбородок. Водителю есть куда вытянуть ноги. Правда, придется смириться с вынужденным положением кресла и рулевой колонки: отсутствуют регулировки кресла по высоте, а руля – по вылету. На задний ряд сидений уместятся, скорее, только детское автокресло да пара пакетов из магазина.

Объем багажника, хоть и заявляется в 32 литра, но в действительности представляет собой узкую щель между спинками второго ряда кресел и задним бортом, в которую втиснута сумка с аварийным комплектом. И места остается лишь для небольшого портфеля или сумки с ноутбуком. Никак не для запаски. Однако на случай небольшого прокола колеса под подушкой задних сидений находится компрессор. В случае более серьезных проблем придется придумывать альтернативные пути доставки вашего авто на шиномонтаж.

Передняя панель вызывает восхищение полетом дизайнерской мысли. Слева от рулевого колеса расположен многофункциональный дисплей. На нем отражается практически вся необходимая информация о системах автомобиля. Дизайнеры Toyota поработали на славу над центральной консолью, сделав ее в виде стекающего с передней панели пластика, в верхней части которой находится приемная щель для компакт-дисков, а снизу – ручка управления климатом в салоне. Такое ощущение, что на это их вдохновил сам Сальвадор Дали своими "Мягкими часами".

Видимо он же повлиял на инженеров по аудиоподготовке, помогая запутать управление звуковой системой. Чтобы без инструкции настроиться джойстиком на нужную радиостанцию, нужно потратить ни один час. И уж совсем неплохо было бы вывести на дисплей значение оставшихся до заправки километров.

Бардачок отсутствует в принципе. Вместо него - подвешенный на липучках узкий планшет, способный вместить лишь инструкцию по эксплуатации.

Насколько непредсказуем iQ внутри, настолько же он выделяется в потоке своей яркой внешностью. Благодаря низкому центру тяжести малыш не теряет управления на скоростях свыше 100 километров в час. Система курсовой устойчивости хорошо справляется со своими функциями, удерживая его на заданном курсе. Но "колейность" наших автодорог чувствуется очень хорошо, заставляя лишний раз вспоминать о дорожных службах.

Окружающий шум легко проникает внутрь. Да и собственный движок далеко не тихий, старается взвыть погромче на высоких оборотах.

Отличная маневренность и малые габариты позволяют передвигаться из ряда в ряд мгновенно, протискиваясь в узкие щели между соседними авто. Почти сотня лошадей под капотом знают свое дело. Но придется задуматься об их кормежке. Toyota заявляет о расходе топлива в 6.3 литра в городском цикле, но с оговоркой на идеальные условия теста, без учета стиля вождения и погодных условий. При тесте сжечь меньше 12-ти литров на сотню так и не удалось – ни плавными разгонами, ни старанием постоянно держать мгновенный расход в "экозоне", о которой напоминает лампочка на панели приборов.

Виноваты в этом, видимо, стиль вождения "не быть последним" и русские морозы. При температуре -23 градусов двигатель отлично заводится практически с пол-оборота. Но подвеска и рулевое управление от ночевки на морозе "дубеют" и приходят в норму только минут через 15-20 езды. Теплеет в салоне примерно через это же время.

В целом ощущения от вождения Toyota iQ по нашему мегаполису положительные. Но высокая стоимость заставляет задуматься и обратить внимание на другие автомобили этой категории, пусть и менее поворотливые. iQ мал, но назвать его микролитражкой язык не повернется.

Дата 9 декабря 2010