14 фото
Тест-драйв Kalina Cross: Считайте меня кроссовером

На АвтоВАЗе глобальная перестройка. И речь не только о концептах, которые российский производитель представляет последние несколько лет и которые приятно удивляют как отечественного потребителя, так и автомобильных экспертов. Переход на новый качественный уровень идет здесь и сейчас. Примером тому - новая модель Lada Kalina Cross. Над созданием этого автомобиля в Тольятти начали работать в конце весны, а сегодня Kalina Cross уже стоит у дилеров. Изменили ли эти 90 дней российский автомир?

То, что в нынешнем году авторынок ждет обвал, было ясно еще в конце 2013-го, когда завершилась государственная программа утилизации. Уже тогда эксперты предрекали нелегкие времена автопроизводителям. Сохранить положительную динамику или остаться на плаву удалось лишь считанным брендам. Единственным исключением стал сегмент кроссоверов, где продажи росли, невзирая на заслуги и титулы. И наличие таких машин в модельном ряду автопроизводителя априори давал ему преимущества перед не имеющими кроссоверов конкурентами.

Вместе с этим четко обозначилась и другая тенденция. Маркетологам стало ясно, что в данном сегменте форма куда важнее содержания и полный привод нужен лишь единичным клиентам. Штурмовать бездорожье практически никто уже не собирается. Максимум, который требуют от машины, - доехать до водоема, на берегу которого и пройдут основные приключения: шашлык, купание, рыбалка.

Фактически это означало, что клиенту попросту нужен универсал с увеличенным клиренсом и улучшенной геометрической проходимостью. АвтоВАЗ, у которого последнее время дела и без того шли не очень, ухватился за идею моноприводного кроссовера с удвоенной силой и совершил невозможное: за 90 дней разработал и пустил в серию "новую модель". И хотя генетически Kalina Cross является наследником семейства Samara, автомобиль серьезно отличается даже от своего ближайшего родственника.

Тем не менее, единственное, что бросается в глаза при первом знакомстве с Kalina Cross, - лишь увеличенный дорожный просвет, неокрашенные пластиковые накладки на бамперах, колесных арках и порогах, да шильдик Cross на задней двери.

1200 километров видавшей виды дороги из Алма-Аты в Астану продемонстрировали что вазовцам наконец удалось сделать подвеску на «кроссовой» Kalina не хуже, чем на бестселлерах зарубежного производства, выпущенных специально для России: Renault Logan, Nissan Almera, Chevrolet Cobalt и Peugeot 408. За два дня пробега ее не разу не пробило. Хотя дороги мы особо не выбирали.

По сравнению с обычной "Калиной", клиренс версии Сross увеличен на 23 миллиметра, 16 из которых пришлось на увеличенные стойки подвески и еще 7 - на колеса увеличенного размера. Таким образом, даже при полной загрузке дорожный просвет автомобиля составляет внушительные 183 миллиметра.

Вообще Kalina Cross - первый вазовский автомобиль, подвеска которого настраивалась от шин, а не наоборот. Кроме того, за счет изменений демпферных характеристик она стала существенно мягче. А новые большие «пятнадцатые» колеса вкупе с увеличенной на 4 миллиметра колеей положительно сказались на управляемости. По словам директора проекта Kalina Олега Груненкова, хорошо ехать автомобиль «учили» на европейских полигонах, в том числе и специалисты из Renault.

Кстати, в этом году у «Калины» юбилей - 10 лет на конвейере. Тем не менее, работы по доводке автомобиля ведутся постоянно. Так, только к версии Cross удалось избавиться от дребезжания задних стекол за счет нового уплотнителя, практически ювелирно подогнать все пластиковые детали салона и снизить усилие на закрытие задних дверей. Кроме того, все светлые детали крепежа заменены темными. Также появились новые ограничители дверей и автоматические доводчики.

Сам салон практически не изменился, если не принимать во внимание подготовленную вазовцами «провокацию» - ярко-оранжевые вставки по всему салону. Мнения на счет их уместности разделились у всех участников тест-драйва, однако Олег Груненков убежден - надо, чтобы об автомобиле заговорили. А для этого необходимо привлекать к модели внимание.

Кстати, сиденья отличаются не только оранжевыми вставками. Они полностью новой конструкции: с боковой и подсоленной поддержкой и поясничным валиком. Однако восторги заводчан по поводу новых кресел в нашем экипаже из трех человек не разделил никто. Оно показалось тесноватым в спине, а подушка слишком смело задрана по горизонтали, в результате педаль сцепления выжимать приходилось практически на весу. Возможно, ситуация изменится к следующему году, когда модель может получить дополнительные вертикальные регулировки кресел.

Пока Kalina Cross оснащается одним двигателем: восьмиклапанным агрегатом объемом 1,6 литра мощностью 87 лошадиных сил. Агрегат вполне заурядный, но надежный и экономичный. Даже на скоростях 130-140 км/час показания датчика расхода топлива не превышали 9 литров на "сотню".

Трансмиссия тоже только одна - механическая с тросовым приводом. С минувшего года такая ставится на все автомобили семейств Kalina и Granta. Однако у Kalina Cross главная пара не 3,9, а 3,7. Стало ли это причиной заполняющего весь салон с ростом скорости гула трансмисии - не ясно. Но замечания журналистов на авто вазовцы обещали учесть.

Обнаружилось и еще несколько неприятных моментов. Где-то на середине пути ни с того, ни с сего отказал доводчик двери переднего пассажира. «Болезнь» вылечилась выключением/включением зажигания и блокировки замков. Электропривод стекол (есть только на передних дверях) в автомобиле коллег отчего-то отказался закрывать стекла на скоростях выше 120 км/час, а на самом разбитом участке, на второй день пути, в рулевой колонке все же завелся «сверчок». Впрочем, после такой нещадной эксплуатации этого даже показалось мало.

Пока Kalina Cross выпускается в единственной комплектации "Норма +", включающей в себя электроусилитель руля, центральный замок, подушку безопасности водителя, электрообогрев передних сидений и зеркал, кондиционер, ABS, BAS и аудиосистемой с возможностью подключения внешних устройств посредством USB, Bluetooth и Handsfree. Однако многофункционального монитора автомобиль лишился. Теперь только текстовый монохромный дисплей.

Но уже к зиме на конвейер обещают поставить машину со 106-сильным 16-клапанным двигателем. А затем придет и очередь автоматической трансмиссии. Пока на "АвтоВАЗе" не решили, что это будет: "робот" или обычный "автомат".

Заводчане утверждают, что намерены по возможности быстро предложить своим клиентам максимум необходимого, но не лишнего. К тому же, затягивать с нововведениями нет ни смысла, ни времени. Kalina Cross будет более-менее продаваться не больше пары лет. А потом на рынок выйдут Vesta и XRAY, для привлечения внимания к которым никаких дополнительных кампаний не понадобиться.

Lada Kalina Cross

Универсал. Пять мест, пять дверей. В России продается с сентября 2014. Родина бренда – Тольятти, Россия.
Кузов
Габариты (длина/ширина/высота), мм4084/1700/1564
Дорожный просвет, мм183
Объем багажника (стандартный/со сложенными сидениями), л355/670
Объем топливного бака, л50
Снаряженная масса автомобиля (минимальная/максимальная), кг1160/1560
Двигатель и коробка
ДвигательБензиновый, рядный, четырехцилиндровый
Рабочий объем, л1,6
Мощность, л. с. (об./мин.)87 / 5100
Коробка передачПятиступенчатая МКП
ПриводПередний
Разгон до 100 км/ч, с12,2
Максимальная скорость, км/ч165
Расход топлива (л/100 км) в смешанном цикле7,2
Стоимость модели, руб.409 000

Комплектации и цены

Комплектация для этой новинки АвтоВАЗа пока только одна. Помимо вышеперечисленного в нее входят: крепления для детских сидений ISOFIX, индикация непристегнутого ремня безопасности водителя, противоугонная сигнализация с дистанционным управлением, антиблокировочная система тормозов с усилителем экстренного торможения (ABS+BAS), индикация температуры наружного воздуха, климатическая система и расширенный пакет шумоизоляции. За это вас попросят выложить 409 000 рублей.

Железо

В новой Cross по сравнению со стандартным универсалом угол въезда увеличился с 19 до 20,8, а угол съезда — с 19,6 до 22. И это при полной загрузке автомобиля!

Lada Kalina Cross получила новый вакуумный усилитель тормозов, педаль с уменьшенным ходом и колодки ТИИР-299 с многослойной противошумовой пластиной.

Увеличение колес потребовало сокращения хода рулевой рейки, так что радиус разворота вырос с 5,2 до 5,5 метра.

Конкуренты

Если рассматривать конкурентов Kalina Cross строго по параметру "кузов", то соревноваться придется с братьями из своей же модельной линейки.

Skoda Fabia Combi

Потому что первый "иностранец" среди универсалов, максимально приближенный по цене, - это Skoda Fabia Combi. Вот только стоит он все-таки дороже - 549 000 рублей. И это за версию с двигателем 1,2 мощностью 70 л.с. И, кстати, по наполнению, Skoda не сильно отличается от Lada. Разве что в первой есть регулировка руля и по высоте, и по вылету. Но переплачивать за это почти 150 тысяч рублей... Это несколько странно.

Renault Sandero Stepway

Но, по сути ближе всего к нашей отечественной новинке Renault Sandero Stepway. Да и по цене тоже будет ближе - 510 000 рублей. Правда, для Stepway все никак не начнутся продажи второго поколения (в отличие от обычного Sandero). И хотя машину уже официально представили публике, до российских дилеров она все никак не может добраться. Но и покупать устаревшую модель, когда на подходе новое поколение, - довольно странное решение

О модели

Разработка главного "донора" - Lada Kalina - началась в далеком 1993 году. Спустя 5 лет проект получил свое имя, а спустя еще год в кузове хетчбэк был продемонстрирован публике. Еще через год презентовали и седан Kalina. Производство же стартовало только в 2004 году. С мая 2013 года машина сменила поколение.

Сделать же внедорожную версию на базе Kalina хотелось давно - как раз при разработке второго поколения. И хотя добро было получено, идея в жизнь так и не была воплощена. Нынешний президент АвтоВАЗа Бу Андерссон идею одобрил, правда, не всю - от полного привода, например, пришлось отказаться. Удивительно, что весь процесс - от утверждения до реализации - занял всего 90 дней, начиная с мая нынешнего года.

Дата 20 октября 2014
АвторАлексей Матвеев