9 фото
Как изменились автомобили за 120 лет

Основные вехи развития машиностроения в нашей стране за 120 лет: от первого отечественного автомобиля с ДВС до беспилотных машин

Первый в истории

В этот день, 120 лет назад, на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде был представлен первый серийный автомобиль с двигателем внутреннего сгорания конструкции Яковлева и Фрезе. Однако бурного восторга новинка не вызвала: цена транспортного средства в 1,5 тысячи рублей делала его недоступным для большинства жителей Российской Империи. Впрочем, известно, что автомобиль также не заинтересовал промышленников и знать - посетивший выставку Николай II не уделил этому экспонату внимания.

Массовое производство

Масштабное строительство автомобильных заводов при финансовой поддержке правительства развернулось уже после Первой мировой войны. Однако революция и последующая за ней инфляция внесли свои коррективы: к началу советского периода лишь на нескольких предприятиях был налажен выпуск машин. Это был завод Автомобильного московского общества (АМО) и завод Лебедева в Ярославле - последний к 1958 году начал специализироваться на двигателях. Зато АМО стал лидером советского автопрома: именно на мощностях этого предприятия собирался первый легкий грузовик АМО-Ф-15.

К 40-м годам СССР вышел на второе место в мире по количеству выпускаемых грузовиков. Известно, что к началу Великой Отечественной войны с конвейеров советских заводов сошли более миллиона автомобилей.

"Чайка"

Автомобиль представительского класса "Чайка" (ГАЗ-13) считается символом автомобилестроения 60-х годов: инженеры открыли для себя новые технические и стилистические решения, которые во многом были позаимствованы у американских Packard. По количеству технических новинок, таких как автоматическая коробка передач и гидроусилитель руля, "Чайка" превзошла все выпускаемые до этого машины. Кроме того, модель оснащалась 195-сильным 5,5-литровым мотором, построенным по "крайслеровским" схемам, переосмысленным советскими инженерами, - с таким силовым агрегатом автомобиль мог развивать головокружительную для того времени скорость в 160 километров в час.

На "Чайках" ездили главы министерств и ведомств, первые секретари республиканских компартий, послы СССР в зарубежных странах. Внушительное количество ГАЗ-13 обслуживало московский дипкорпус: на них катали послов ГДР, Болгарии, Венгрии, Монголии, КНДР, Индонезии, Эфиопии и Финляндии - иными словами, в частные руки такие машины попадали крайне редко и только в исключительных случаях. Например, известно, что на "Чайке" ездил космонавт Юрий Гагарин и революционер Фидель Кастро - оба они получили автомобили в подарок от Хрущева.

Большой стране - большой завод

Грандиозное строительство АвтоВАЗа началось с большого спора: представители оборонной промышленности в лице Дмитрия Устинова считали, что страна способна самостоятельно построить завод и наладить выпуск легковых автомобилей, а председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин предлагал привлечь к проекту зарубежных партнеров. В качестве компромисса решено было строить два предприятия - один автозавод собственными силами в Ижевске, второй совместно с итальянцами из Fiat - в Ставрополе-на-Волге. Позже советский город на берегу Волги, где и развернулась масштабная стройка, был переименован в честь большого друга СССР - лидера итальянских левых Пальмиро Тольятти. На территории в 500 гектаров единовременно трудились 40 тысяч человек, которые работали круглыми сутками, и в итоге уже в 1970-м с конвейера нового завода сошли первые экземпляры седанов ВАЗ-2101 "Жигули".

Современный АвтоВАЗ находится под контролем альянса Renault-Nissan. На мощностях завода выпускаются семь моделей Lada: это бестселлер марки Granta, бюджетные Priora и Kalina, универсал Largus, внедорожник 4x4, а также новинки - седан Vesta и высокий хетчбэк XRay. По итогам первого полугодия на долю АвтоВАЗа приходится 18,5% от всех проданных новых автомобилей в стране.

Народные автомобили

Бюджетные и неприхотливые в обращении легковушки семейства "Жигули" (ВАЗ-2101, ВАЗ-2102, ВАЗ-2103 и ВАЗ-2106) стали настоящими народными автомобилями и продержались на конвейере несколько десятилетий: последний универсал ВАЗ-21047 сошел с конвейера тольяттинского завода 17 сентября 2012 года. Не менее популярным была и другая модель АвтоВАЗа - внедорожник малого класса с несущим кузовом и постоянным полным приводом ВАЗ-2121 "Нива", к сборке которого на заводе приступили в апреле 1967 года. Модель выпускается до сих пор, однако с 2004 года она продается под именем Lada 4x4. Еще одной популярной народной моделью оказалась заднемоторная легковушка "Запорожец", которую собирали на мощностях завода в Запорожье с 1960 по 1994 годы. На "Запорожце" в своем время ездил и Владимир Путин. Он не раз рассказывал, как в 1972 году его мать приобрела лотерейный билет, который оказался выигрышным, - тогда семейство Путиных и приобрело заветный автомобиль цвета "Белые ночи".

На сегодняшний день народное признание получила модель Lada Granta, которая ежемесячно входит в топ-3 продаваемых автомобилей в стране. Однако Путин, будучи еще премьер-министром России, предпочел другой автомобиль АвтоВАЗа - хетчбэк Kalina, на котором он совершил автопробег из Хабаровска в Читу.

В 2016 году АвтоВАЗ выпустил две принципиально новые модели: седан Vesta и хетчбэк XRay. Однако "народными" эти автомобили вряд ли станут из-за довольно высокой стоимости: цена первого начинается от 529 тысяч рублей, а второго - от 589 тысяч рублей.

Амбиции: "Ё-мобиль" и Marussia

Об амбициозном проекте по созданию первого российского гибрида заговорили в 2010 году: российская инвестиционная группа "ОНЭКСИМ" и российско-белорусский "Яровит Моторс" объявили о разработке инновационного для страны автомобиля, который должен был появиться на рынке в 2015 году под именем "Ё-мобиль". Для этого была учреждена компания "Ё-авто", которая уже в 2010 году "выкатила" несколько опытных образцов. Предполагалось, что новинка будет на 90% состоять из отечественных деталей, что позволит установить на автомобиль цену в 400 тысяч рублей. Однако планы так и не были воплощены в жизнь: в феврале 2014 года из-за недостатка финансирования старт производства был отложен на неопределенной срок, а несколько месяцев спустя, в апреле, стало известно о закрытии проекта.

По амбициозности "Ё-мобилю" не уступает "первый русский суперкар" Marussia - во главе этого проекта стоял шоумен Николай Фоменко. Автомобильная компания Marussia Motors просуществовала восемь лет - с 2007 по 2014 годы: за это время было собрано и продано несколько экземпляров моделей B1 и B2, открыты шоу-румы в Москве и Монте-Карло, а также создана одноименная команда в "Формуле-1", которая выступала под российским флагом. Однако апрель 2014 года выдался неудачным и для этого начинания - компания объявила себя банкротом, а все ее имущество было распродано.

Будущее: проект "Кортеж" и беспилотные автомобили

Остается только надеяться, что будущие проекты окажутся более живучими.

Уже сейчас в России на финальной стадии находится проект "Кортеж", в рамках которого разрабатываются автомобили для первых лиц государства. Известно, что несколько опытных экземпляров президентских лимузинов, которые появятся на рынке под названием "Мономах", успешно справились с серией краш-тестов в Германии по европейской методике EuroNCAP. Согласно планам, лимузины поступят в гараж особого назначения в 2017 году, а в свободной продаже появятся в 2018 году.

Кроме того, Россия готовится к появлению на дорогах беспилотных автомобилей - это должно произойти к концу десятилетия. Однако уже в 2018 году в Москве, Московской области и Республике Татарстан планируется установить специальные дорожные знаки, так как именно с этих регионов начнется внедрение машин, которые смогут передвигаться без участия водителя.

Лучшие образцы отечественного автопрома - в галерее Дней.Ру.

Дата 14 июля 2016

ОПРОС

Поддерживаете ли вы платные дороги?
  • Поддерживаю
  • Не поддерживаю
  • Мне все равно