Электрокары в России не пользуются популярностью. Несмотря на различные меры поддержки экологически чистого транспорта, в Москве их единицы, а за пределами МКАДа и вовсе кажутся чуть ли не мифом. Считается, что они непригодны для российской зимы, неудобны в эксплуатации, да и в целом, автомобиль, заряжающийся от розетки, не вызывает доверия.
Мы решили проверить, насколько народное мнение соответствует действительности и взяли на тест самого маленького представителя электросемейства: Smart electric drive. Для чистоты эксперимента была поставлена задача: неделю ездить только на нем, без подменного автомобиля, независимо от погодных условий, наличия доступных розеток и прочих обстоятельств.
Полученный электрокар Smart является уже третьим поколением этого сити-кара. Он оснащается 75-сильным электромотором производства компании Bosch, который позволяет разогнаться до 100 км/ч за 11,5 секунд. Это быстрее чем Honda Civic, Lancer X с базовыми моторами и большинство автомобилей среднего сегмента. Разгон до 60 км/ч еще более внушительный – 4,8 секунды, так что неудобств в городском потоке ощущать не приходится.
Эти динамические характеристики достигаются при снаряженной массе в 900 кг, а низко расположенный центр тяжести дает ощущение уверенности на дороге. Если бы за рулем можно было закрыть глаза, то поверить, что управляешь миниатюрным автомобилем, было бы сложно. Недетский вес и удачное распределение массы обеспечены низко расположенным литий-ионным аккумулятором емкостью 17,6 кВт/ч, который питает мотор.
Плюсы: бесплатная парковка, хорошая динамика, маленький размер и маневренность, отсутствие расходов на бензин.
Если в прошлом поколении Smart оснащался батареями, поставляемыми компанией Tesla, то теперь аккумуляторы собственного производства, выпускаются на сп Deutsche ACCUmotive. Это позволяет немного уберечь карман покупателя: полностью укомплектованный электромобиль стоит почти 20 000 евро. Теперь же можно заплатить 16 000, а батарею взять в аренду.
Хватает батарейки на 140 с небольшим км, но это при идеальных условиях. Для обычного городского жителя или даже обитателя пригорода такого дневного пробега более чем достаточно. Но в сильные холода дистанция значительно снижается. Примерно до 70-80 километров. С таким запасом маршруты приходится уже тщательно планировать, так как подзарядиться в течение дня практически невозможно.
За это можно сказать отдельное спасибо учредителям сетей московских электрозаправок. МОЭСК: как они выбирали локации для своих станций – останется загадкой. Похоже, что по принципу "где не бывает людей". Причем, половина "заправок", отмеченных в сети, просто не существует. Особенно же отличилась компания "Эка", на некоторых заправочных станциях которой есть зарядки для электромобилей. Чтобы заряжаться, нужно купить специальную карту, но где ее купить – ответа на этот вопрос не знает никто. "Вы взяли такую машину, вы и должны знать, где купить карту" - такой исчерпывающий ответ дали в справочной службе компании. Пришлось купить удлинитель и договориться на розетку на парковке у дома.Чтобы зарядить аккумулятор полностью, требуется 7 часов, адаптера для экспресс-зарядки нет. Так что оставить машину в розетке на ночь становится идеальным выходом. Ну, представьте, что это iPhone.
Ездить на работу – одно удовольствие. Прогревать не надо, заправлять не надо, платить за парковку тоже не надо. Это, кстати, мало кому известный бонус от городских властей - для электрокаров парковка бесплатна.
В первые дни общения со Smart electric drive погода была очень лояльна: от минус 5 до нуля. Никаких проблем не возникало. Печка прогревает крошечный салон моментально и надолго, ее можно выключать, чтобы не тратить заряд. Ночами электромобильчик заряжался на улице. Но на третий день температура начала резко падать. К вечеру уже минус 15. В движении никаких проблем, вечером Smart безропотно остался на холоде и встал на зарядку. За ночь температура перевалила за минус 20, и с утра был обнаружен неприятный сюрприз: заряд батареи не полный, чуть более 80 процентов. Аккумулятор подмерз. Но завелся и поехал он без проблем.
Запуск мотора на электромобиле – это, кстати, тоже аттракцион. Поворачиваешь ключ, и… ничего не происходит. Ни звука, ни вибрации. О начале работы двигателя сигнализирует только надпись на приборной панели – «ready». Можно нажимать газ и ехать. При торможении Smart electric drive начинает рекуперацию энергии, что дает нам неприятно тугую педаль тормоза. Есть еще подрулевые лепестки, с помощью которых можно управлять степенью рекуперации и расходом энергии. Режимов всего три: D+(экономичный), D(средний) и D-(ну, примерно аналог «sport» в обычной машине).
Минусы: маленький запас хода, непереносимость экстремально низких температур, много времени на зарядку, высокая цена.
К вечеру пришлось решать проблему с зарядкой. При минус 20 заряжаться на улице электрокар просто отказывался. День экономии прошел тоже не безоблачно: без музыки в пробках – это ерунда по сравнению с отсутствием печки в такой холод. Нет, теоретически, есть даже подогрев сидений, но он съедает заряда больше, чем утопленный в пол акселератор. Проблему с зарядкой решила теплая стоянка. Буквально через 5 минут батареи оттаяли и начали принимать ток.
На следующий день потеплело и пошел снег. С дорожной кашей Smart electric drive справляется шутя, дает о себе знать немалый вес и узенькие колеса. Даже короткая база и задний привод не дестабилизируют машину. В снегопад была обнаружена еще одна непривычная для обычного автомобилиста мелочь: на капоте не тает снег!
Есть и еще один момент, который витает на грани сознания, но не дает покоя. Его даже невозможно сразу осознать – запах. Когда каждый день ездишь на автомобиле, привыкаешь, что тебя сопровождают запахи бензина, выхлопных газов, катализаторов, сцепления. А в электрокаре пахнет как в серверной, доверху набитой техникой – работающей на пределе проводкой.
ТЕМЫ
новинки Москва АвтоВАЗ кроссоверы дороги Lada ГИБДД штрафы эвакуация тест-драйв авторынок Renault платная парковка Кризис АМПП Nissan ДТП BMW хетчбэки Детройт-2015